Из цикла «На тему недельной главы», темы: Вода, Недельная глава, Берешит, Изучение Торы, Лев Кацин, Связь с Творцом
«Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!» — с этих слов известный актер театра «Современик» Зорик Филлер начал урок иврита, который проходил в нашей московской квартире. Несколько евреев познакомились тогда с буквами нового для них языка. Наибольшее впечатление на меня произвели слова нашего первого учителя иврита о том, что мы вспоминаем, а не изучаем новый язык. «Иврит у нас в подсознании», — сказал Зорик и привел историю из Талмуда о том, что до рождения душа каждого еврея изучает все тайны Торы, но в момент рожденияя ангел дотрагивается до уст ребенка, и тот забывает все, что знал.
Эта простая и, возможно, кажущаяся кому-то наивной история не такая простая. Конечно же, воспоминание о том, что ты знал еще до рождения, является поиском твоего сокровенного «я». И если, по мнению Талмуда, человеку еще до рождения даруется мудрость Торы, то почему потом она стирается из его памяти?
«И сказал Всевышний: да будет свод внутри воды… И сделал Всевышний свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так. И назвал Всевышний свод небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Берешит 167—8).
Во второй день творения Всевышний разделил воды небесные на верхние и нижние и спустил нижние воды в этот мир.
Неужели Тора преподносит нам урок космологии? — удивится читатель. Нет, скрорее это место знакомит нас с глубинами человеческой души. Мудрецы Талмуда приводят удивительный комментарий. Нижние воды не хотели расставаться со Всевышним на Небесах, не хотели спускаться на Землю говоря: «Мы тоже хотим быть перед Всевышним!» Тогда Всевышний ответил им: «Спускайтесь, ибо на Земле будет построен Храм, и евреи будут возливать там воды в радостный праздник Суккот».
Этот комментарий заставляет нас задуматься, зачем Всевышний спустил воды в этот мир? Более того, какие воды обретут большую радость: верхние, которые всегда были на Небесах перед Всевышним, или нижние, которые пережили разлуку и в конце концов обрели потерянное, вернувшись к Всевышнему?
… Иногда люди не ценят того, что имеют, не ценят и не радуются своим близким и друзьям. Но стоит нам расстаться с любимыми, как мы начинаем ценить их, мечтать об из возвращении. И как велика радость обретения утраченного!
Мой друг Миша рассказал мне, что его дедушка был тяжело ранен во время Второй мировой войны, долгое время пролежел в госпитале без сознания. Мать и жена раненого получили извещение о том, что он пропал без вести. Два года спустя он постучал в дверь. Мать открыла дверь и расплакалась. Почему расплакалась, а не улыбнулась или рассмеялась?
Потому что радость, исходящая из глубины души, выражается слезами. Но эти сладостные слезы радости вкусили лишь те, кто пережил расставание и разлуку! Во имя обретения этой радости Всевышний спустил на Землю нижние воды, которые, в отличие от вод верхних, могли обрести потерянное. Теперь мы начинаем переосмысливать ценности, понимая, что у разлук и потерь есть свой смысл.
Согласно еврейской традиции, чистые воды символизируют Тору. Воды, спущенные с Небес на Землю и потерявшие свою близость к Творцу, также символизируют наши спущенные с Небес души, которые не хотят потерять близость к Всевышнему. Но только на Земле, а не на Небесах, душа человека может вновь обрести эту близость своим трудом. Изучая Тору, еврей открывает в ней самого себя, знакомится с глубинами своей души, испытывая величайшую радость, выраженную названием праздника Симхат Тора.
Почему мы выросли не в еврейских общинах свободного мира, а в советской России? — спрашиваем мы себя. — Почему не получили еврейского образования и растеряли духовное наследие своего народа?
Может быть, рассказ об оторванных от Небес водах намекает на нашу судьбу? Да, к сожалению, многие из нас не знакомы с Торой, но зато мы можем со слезами радости вернуться к ее мудрости. Изучая Тору, мы начинаем ощущать, что она всегда была в наших сердцах. Эту мысль Зорик Филлер выразил своим ученикам на первом уроке одной фразой: «Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?