Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истинным испытанием способности человека не сердиться является его поведение в кругу семьи»Раби Элияу Лупьян
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!» — с этих слов известный актер театра «Современик» Зорик Филлер начал урок иврита, который проходил в нашей московской квартире. Несколько евреев познакомились тогда с буквами нового для них языка. Наибольшее впечатление на меня произвели слова нашего первого учителя иврита о том, что мы вспоминаем, а не изучаем новый язык. «Иврит у нас в подсознании», — сказал Зорик и привел историю из Талмуда о том, что до рождения душа каждого еврея изучает все тайны Торы, но в момент рожденияя ангел дотрагивается до уст ребенка, и тот забывает все, что знал.

Эта простая и, возможно, кажущаяся кому-то наивной история не такая простая. Конечно же, воспоминание о том, что ты знал еще до рождения, является поиском твоего сокровенного «я». И если, по мнению Талмуда, человеку еще до рождения даруется мудрость Торы, то почему потом она стирается из его памяти?

«И сказал Всевышний: да будет свод внутри воды… И сделал Всевышний свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так. И назвал Всевышний свод небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Берешит 167—8).

Во второй день творения Всевышний разделил воды небесные на верхние и нижние и спустил нижние воды в этот мир.

Неужели Тора преподносит нам урок космологии? — удивится читатель. Нет, скрорее это место знакомит нас с глубинами человеческой души. Мудрецы Талмуда приводят удивительный комментарий. Нижние воды не хотели расставаться со Всевышним на Небесах, не хотели спускаться на Землю говоря: «Мы тоже хотим быть перед Всевышним!» Тогда Всевышний ответил им: «Спускайтесь, ибо на Земле будет построен Храм, и евреи будут возливать там воды в радостный праздник Суккот».

Этот комментарий заставляет нас задуматься, зачем Всевышний спустил воды в этот мир? Более того, какие воды обретут большую радость: верхние, которые всегда были на Небесах перед Всевышним, или нижние, которые пережили разлуку и в конце концов обрели потерянное, вернувшись к Всевышнему?

… Иногда люди не ценят того, что имеют, не ценят и не радуются своим близким и друзьям. Но стоит нам расстаться с любимыми, как мы начинаем ценить их, мечтать об из возвращении. И как велика радость обретения утраченного!

Мой друг Миша рассказал мне, что его дедушка был тяжело ранен во время Второй мировой войны, долгое время пролежел в госпитале без сознания. Мать и жена раненого получили извещение о том, что он пропал без вести. Два года спустя он постучал в дверь. Мать открыла дверь и расплакалась. Почему расплакалась, а не улыбнулась или рассмеялась?

Потому что радость, исходящая из глубины души, выражается слезами. Но эти сладостные слезы радости вкусили лишь те, кто пережил расставание и разлуку! Во имя обретения этой радости Всевышний спустил на Землю нижние воды, которые, в отличие от вод верхних, могли обрести потерянное. Теперь мы начинаем переосмысливать ценности, понимая, что у разлук и потерь есть свой смысл.

Согласно еврейской традиции, чистые воды символизируют Тору. Воды, спущенные с Небес на Землю и потерявшие свою близость к Творцу, также символизируют наши спущенные с Небес души, которые не хотят потерять близость к Всевышнему. Но только на Земле, а не на Небесах, душа человека может вновь обрести эту близость своим трудом. Изучая Тору, еврей открывает в ней самого себя, знакомится с глубинами своей души, испытывая величайшую радость, выраженную названием праздника Симхат Тора.

Почему мы выросли не в еврейских общинах свободного мира, а в советской России? — спрашиваем мы себя. — Почему не получили еврейского образования и растеряли духовное наследие своего народа?

Может быть, рассказ об оторванных от Небес водах намекает на нашу судьбу? Да, к сожалению, многие из нас не знакомы с Торой, но зато мы можем со слезами радости вернуться к ее мудрости. Изучая Тору, мы начинаем ощущать, что она всегда была в наших сердцах. Эту мысль Зорик Филлер выразил своим ученикам на первом уроке одной фразой: «Тору и иврит евреи не изучают, а вспоминают!»


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе