Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В чем секрет твоего долголетия? — спрашивали люди рабби Шимона из Рославля, который дожил до глубокой старости.

— Если человек все время жалуется, что в мире нет справедливости, то Всевышний вынужден забрать его душу и, открыв ему прошлое и будущее, показать: все, что происходит в этом мире, справедливо, — отвечал рабби Шимон. — Я же никогда не жаловался, потому Всевышний не должен был забирать мою душу раньше времени…

Вы улыбнулись, посчитав ответ рабби Шимона шуткой? Однако известный раввин и психиатр Авраам Тверский пишет, что в этой шутке есть доля правды («Leaving Each Week» с. 452). Известно, что психологическое состояние человека влияет на его здоровье, а стресс способствует развитию почти всех заболеваний. Поэтому тот, кто преодолевает обиду и гнев, действительно продлевает себе жизнь…

Моисей возглавил Исход евреев из Египта и мечтал войти в Святую Землю. Узнав, что Всевышний не позволит его мечте осуществиться, Моисей не жаловался, а прославлял Всевышнего, который «праведен и справедлив» (Дварим, 32:4). Хоть Моисей и не постиг разумом причину, по которой ему не позволено войти в Израиль, он все равно выразил веру в то, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60)!..

— Я не понимаю, как все, что происходит в мире, — к добру? — спросили однажды рабби Элимелеха из Лиженска (1717—1787).

— Факт того, что ты не понимаешь этого, — тоже к добру! — ответил ребе…

Кто удостоится прощения в Йом Кипур? Конечно же, важно уметь признавать свои ошибки, исправлять их и принимать волевое решение не повторять их в будущем. Однако как бы глубоко ни раскаялся человек, он все равно может не заслужить прощения из-за строгости Небесного суда. Что же делать? Проявлять снисхождение к другим! Ибо тот, кто прощает других, заслужит прощения Небес!

Как бы ни трудно было нам просить прощения, еще труднее прощать.

«Раскаяние и Йом Кипур искупают вину только перед Всевышним… — пишет Маймонид в “Законах о раскаянии” (2:9—10). — Но тот, кто виновен перед тем, кому он нанес физическую травму, проклял или ограбил его, не будет прощен до тех пор, пока не возместит ущерб и не добьется примирения. Даже тот, кто заплатил пострадавшему, должен просить прощения. И тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить прощения…

Обиженный не должен проявлять жестокость, отказываясь прощать обидчика, ему следует быть отходчивым и великодушным. И когда виновный просит у обиженного прощения, тот должен простить его от всей души. Тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, но идолопоклонник “хранит гнев свой вовек” (Амос, 1:11)».

Почему идолопоклонник не прощает? Потому что он в действительности поклоняется не идолу, а самому себе, своим желаниям. Он не подчиняется идолу, а манипулирует им. Следовательно, он и не может смириться с тем, что произошло не по его желанию, продолжая «хранить гнев свой вовек». «Тот, кто гневается, как будто служит идолам», — учат мудрецы Талмуда…

Еврей же умеет прощать. И не только потому, что унаследовал характер милосердного Авраама, но и потому, что сохранил его веру в единого Б-га. Осознание того, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60), помогает преодолевать обиду и гнев, смиренно подчиняться воле Всевышнего.

Если кто-то обидел нас, то нужно искать духовную причину случившегося в себе, ведь произошло это по воле Небес и для нашей же пользы. Страдания могут искупать грехи прошлого или быть «страданиями любви», которые может давать любящий отец, упрекая своего сына.

Вера в то, что все происходит по воле Всевышнего, не означает оправдания преступника, который обладает свободой выбора. Однако мы верим, что Всевышний «перевернет» даже злые замыслы человека к добру, сделав их частью замысла Всевышнего, великого Плана истории. Ибо человек предполагает, а Б-г располагает.

В истории Йосефа, например, все попытки братьев навредить ему обернулись добром. Братья продали Йосефа в рабство, а он стал главным министром Египта. Когда двадцать два года спустя братья предстали перед Йосефом, он убедился, что они осознали свою ошибку и раскаялись. Ведь братья не повторили греха, а были готовы отдать жизнь за младшего брата Биньямина. Тогда Йосеф открылся им: «Я — брат ваш Иосеф, которого продали вы в Египет. А сейчас не печальтесь и не гневайтесь, ибо Всевышний послал меня, чтобы спасти вашу жизнь (от голода)» (Берешит, 45:5—8). Слово «сейчас» символизирует раскаяние, умение, сбросив прошлое, начать жизнь сначала, говорят мудрецы.

Йосеф прощает и даже утешает своих обидчиков! Ибо важно не только, чтобы Йосеф простил братьев, но и чтобы они простили себя! Осознание того, что «все, что ни делается, — к лучшему», помогает преодолеть разрушительное чувство вины, сбросить тяжесть прошлого и начать новую жизнь. Тот, кто умеет прощать себя, умеет также и прощать других. А тот, кто прощает других, сам удостаивается прощения!

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.