Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто даёт подарок мудрецу, как будто приносит в Храм первые плоды»В. Талмуд, Ктубот 105б
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В чем секрет твоего долголетия? — спрашивали люди рабби Шимона из Рославля, который дожил до глубокой старости.

— Если человек все время жалуется, что в мире нет справедливости, то Всевышний вынужден забрать его душу и, открыв ему прошлое и будущее, показать: все, что происходит в этом мире, справедливо, — отвечал рабби Шимон. — Я же никогда не жаловался, потому Всевышний не должен был забирать мою душу раньше времени…

Вы улыбнулись, посчитав ответ рабби Шимона шуткой? Однако известный раввин и психиатр Авраам Тверский пишет, что в этой шутке есть доля правды («Leaving Each Week» с. 452). Известно, что психологическое состояние человека влияет на его здоровье, а стресс способствует развитию почти всех заболеваний. Поэтому тот, кто преодолевает обиду и гнев, действительно продлевает себе жизнь…

Моисей возглавил Исход евреев из Египта и мечтал войти в Святую Землю. Узнав, что Всевышний не позволит его мечте осуществиться, Моисей не жаловался, а прославлял Всевышнего, который «праведен и справедлив» (Дварим, 32:4). Хоть Моисей и не постиг разумом причину, по которой ему не позволено войти в Израиль, он все равно выразил веру в то, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60)!..

— Я не понимаю, как все, что происходит в мире, — к добру? — спросили однажды рабби Элимелеха из Лиженска (1717—1787).

— Факт того, что ты не понимаешь этого, — тоже к добру! — ответил ребе…

Кто удостоится прощения в Йом Кипур? Конечно же, важно уметь признавать свои ошибки, исправлять их и принимать волевое решение не повторять их в будущем. Однако как бы глубоко ни раскаялся человек, он все равно может не заслужить прощения из-за строгости Небесного суда. Что же делать? Проявлять снисхождение к другим! Ибо тот, кто прощает других, заслужит прощения Небес!

Как бы ни трудно было нам просить прощения, еще труднее прощать.

«Раскаяние и Йом Кипур искупают вину только перед Всевышним… — пишет Маймонид в “Законах о раскаянии” (2:9—10). — Но тот, кто виновен перед тем, кому он нанес физическую травму, проклял или ограбил его, не будет прощен до тех пор, пока не возместит ущерб и не добьется примирения. Даже тот, кто заплатил пострадавшему, должен просить прощения. И тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить прощения…

Обиженный не должен проявлять жестокость, отказываясь прощать обидчика, ему следует быть отходчивым и великодушным. И когда виновный просит у обиженного прощения, тот должен простить его от всей души. Тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, но идолопоклонник “хранит гнев свой вовек” (Амос, 1:11)».

Почему идолопоклонник не прощает? Потому что он в действительности поклоняется не идолу, а самому себе, своим желаниям. Он не подчиняется идолу, а манипулирует им. Следовательно, он и не может смириться с тем, что произошло не по его желанию, продолжая «хранить гнев свой вовек». «Тот, кто гневается, как будто служит идолам», — учат мудрецы Талмуда…

Еврей же умеет прощать. И не только потому, что унаследовал характер милосердного Авраама, но и потому, что сохранил его веру в единого Б-га. Осознание того, что «всё, что делается Небесами, — к добру» (Брахот, 60), помогает преодолевать обиду и гнев, смиренно подчиняться воле Всевышнего.

Если кто-то обидел нас, то нужно искать духовную причину случившегося в себе, ведь произошло это по воле Небес и для нашей же пользы. Страдания могут искупать грехи прошлого или быть «страданиями любви», которые может давать любящий отец, упрекая своего сына.

Вера в то, что все происходит по воле Всевышнего, не означает оправдания преступника, который обладает свободой выбора. Однако мы верим, что Всевышний «перевернет» даже злые замыслы человека к добру, сделав их частью замысла Всевышнего, великого Плана истории. Ибо человек предполагает, а Б-г располагает.

В истории Йосефа, например, все попытки братьев навредить ему обернулись добром. Братья продали Йосефа в рабство, а он стал главным министром Египта. Когда двадцать два года спустя братья предстали перед Йосефом, он убедился, что они осознали свою ошибку и раскаялись. Ведь братья не повторили греха, а были готовы отдать жизнь за младшего брата Биньямина. Тогда Йосеф открылся им: «Я — брат ваш Иосеф, которого продали вы в Египет. А сейчас не печальтесь и не гневайтесь, ибо Всевышний послал меня, чтобы спасти вашу жизнь (от голода)» (Берешит, 45:5—8). Слово «сейчас» символизирует раскаяние, умение, сбросив прошлое, начать жизнь сначала, говорят мудрецы.

Йосеф прощает и даже утешает своих обидчиков! Ибо важно не только, чтобы Йосеф простил братьев, но и чтобы они простили себя! Осознание того, что «все, что ни делается, — к лучшему», помогает преодолеть разрушительное чувство вины, сбросить тяжесть прошлого и начать новую жизнь. Тот, кто умеет прощать себя, умеет также и прощать других. А тот, кто прощает других, сам удостаивается прощения!

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур


В недельной главе Шмини излагаются события восьмого дня подготовки коаним к их миссии: в этот день Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Читать дальше

Пять причин, по которым сыновья Аарона заслужили наказание смертью

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Сыновья Аарона неподобающим образом отнеслись к Святая Святых. Тора подчеркивает, что этот проступок был страшным.

Избранные комментарии к недельной главе Шмини

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Одна общая цель всех требований, символически предъявляемая нам церемониями жертвоприношений — это не оставлять в наших сердцах места для «дурного побуждения»

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Планы Надава и Авиhу возглавить еврейский народ выражались в форме, явно неуважительной для Моше и Аарона

Мидраш рассказывает. Недельная глава Шмини

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Не быть жестокосердным. Шмини

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«ШМИНИ» («ВОСЬМОЙ»). Из чего мы состоим?

Рав Бенцион Зильбер

Глава описывает события, которые произошли на восьмой день («И было в восьмой день») с момента подготовки коаним (священнослужителей) к служению в Храме. В этот день (он пришелся на первое нисана второго года по выходе евреев из Египта) Аарон и его сыновья впервые приступили к служению в Храме. Огонь на жертвеннике, куда были возложены требуемые законом жертвы, был зажжен не коаним, а спустился с Небес, что свидетельствовало о присутствии в Храме Шехины Всевышнего. При открытии Храма погибли два сына Аарона, совершившие ошибку при вознесении воскурений. Аарону и остальным его сыновьям Всевышний приказал не соблюдать траура, несмотря на постигшее их горе. Заключительная часть главы посвящена законам о разрешенных евреям в пищу (кашерных) и не разрешенных в пищу (некашерных) животных, птицах и рыбах, а также некоторым законам о ритуальной чистоте и нечистоте.

Глава Шмини

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и не создали семьи.