Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

Большую часть раздела Аазину, предпоследнего в книге Дварим и всем Пятикнижии, составляет песнь, записанная в свитке Торы двумя параллельными колонками. Моше призывает небо и землю в вечные свидетели того, что произойдет с евреями, если они изменят Торе и Б-гу. Он предлагает народу вспомнить историю, как Б-г спасал их от уничтожения в каждом поколении, напоминает, что именно Всевышний управляет из-за кулис мировыми событиями с одной единственной целью: дать возможность сынам Израиля выполнить свою историческую миссию — быть посланниками Творца на земле. Евреи должны вечно благодарить Б-га за обеспечение их нужд в пустыне, за то, что Он привел их в страну, отличающуюся необычайным изобилием, и разгромил их врагов.

Но, как сказано в этой пророческой песне, материальное процветание породит в евреях самодовольство и тягу к удовольствиям, подорвет их нравственность. Они станут поклоняться идолам, морально развратятся. Тогда Всевышний позволит другим народам покорить евреев и рассеять их по свету. Но пусть не думают эти народы, что их «рука одолела» евреев. Б-г напомнит им, что они — всего лишь орудие, которым Он наказывает непокорных сынов Израиля за отступничество и побуждает их к раскаянию. Задача еврейского народа неизменна — они должны привести человечество к высшей правде Творца. Ни изгнание, ни страдания не могут расторгнуть связь между Б-гом и Его народом. На заключительном этапе истории эта близость будет восстановлена, и тогда Б-г обратит Свой гнев на врагов евреев.

Песнь завершена; Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.

Медный грош

Вильно. Конец 19 века. Еврейский мальчик в мешковатом пальто и мятом картузе медленно бродит у входа в деревянную синагогу, внимательно осматривая землю под ногами. Время от времени он нагибается и ощупывает утоптанный грунт руками, вглядываясь в его неровности. Он явно что-то ищет, но не может найти. По его щекам уже катятся слезы разочарования.

Наступает время минхи, послеполуденной молитвы. В синагогу идут люди. Заметив, как плачущий мальчик возится в земле, они спрашивают его: «Что ты ищешь?»

«Мама дала мне две копейки, — ответил он, — но я потерял монетку по дороге в хедер». Люди стали помогать ему в поисках. Они осмотрели весь крошечный двор, каждый квадратный сантиметр его поверхности. Никакого результата.

Тогда кто-то догадался спросить мальчика: «Скажи, где именно ты потерял монету, покажи это место». Мальчик поднял невинные глаза и сказал: «Я потерял ее не здесь, а на улице».

«Так почему же ты ищешь ее тут, возле синагоги?», — удивленно спросили люди.

«Потому что на улице очень грязно, и я не хотел пачкать свои ботинки».

Кабалистические источники сообщают, что кроме нашего мира существует еще много других миров. По сравнению с ними наша грешная Земля, где мы живем, мрачна и нестройна; она далека от идеала — средоточие низких страстей и грубого материализма; место сокрытия Высшей Истины. Но если, как сказано в сегодняшнем разделе, «доля Б-га — народ Его, а Яаков — область удела Его» (32:9), то почему Всевышний поместил нас в столь низкий мир, почему не дал нам для обитания более высокую по духовности среду?

Тора — это концентрированная сущность всего творения. Если бы не Тора, наш физический мир и все множество его законов никогда бы не возникли, а если бы и возникли, то не просуществовали бы и одной минуты. Тора была создана не для бесплотных духовных существ, населяющих высшие миры. Б-г пожелал, чтобы Тора пришла в наш самый низший из миров. Поэтому Он поселил нас на Земле, чтобы мы изучали Тору, проникали в ее сокровенные тайны, грызли гранит ее науки — денно и нощно.

Когда бриллиант зарыт в куче навоза, у нас нет другого выбора, кроме как засучить рукава, зажать нос и приступить к поискам: руки и ботинки все равно будут испачканы. Если же мы ищем богатство не там, где оно скрыто, даже если поиски ведутся в самых комфортабельных условиях, с кондиционером и чашечкой кофе, результат все равно будет нулевым — мы ничего не найдем, даже жалкий грош.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»