Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья Льва Кацина

Что вы чувствовали друг к другу в самом начале, когда были женихом и невестой? Этот вопрос можно задать супругам, которые жалуются на то, что не находят больше радости в браке, и что, как в песне поется, «прошла любовь, осталась грусть». Вспомнив о прошедшей любви, супругам, возможно, удастся мысленно вернуться к тем дням, когда их переполняли чувства трепетной нежности друг к другу. Опираясь на впечатления, оставившие след в их душе, они смогут воспроизвести теплые чувства в настоящем, восстановив свое разрушенное семейное счастье…

«Что вы чувствовали в самом начале своего пути к Торе?» Этот вопрос можно задать человеку, который начинал с энтузиазмом соблюдать традиции, но потом сник, жалуясь, что заповеди стали для него рутиной и бременем. Может быть, ему удастся вспомнить о тех чувствах, которые он испытывал, когда делал свои первые шаги к еврейству, и вновь обрести вдохновение в жизни…

Ощущение начала обладает удивительной силой вдохновения. Потому в Рош-Ашана мы вспоминаем о начале творения: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». Мы вспоминаем также о творении Адама и о том, как Всевышний вдохнул жизнь в первого человека. Потому и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, может наполнить вдохновением свою душу. Не случайно звуки шофара напоминают нам о том, как Всевышний вдохнул жизнь в человека. Эти звуки символизируют также плач, с которого начинается жизнь. Плач беззащитного новорожденного — это его мольба о жизни. Потому звуки шофара выражают и нашу сокровенную детскую мольбу о жизни, которая не нуждается ни в каких словах. Ибо слова передают мысли, а плач выражает чувства.

«Вначале сотворил Всевышний небо и землю» — это первое из десяти сказаний, которыми Всевышний сотворил мир, утверждает Талмуд. Однако если девять последующих сказаний начинаются со слов «И сказал Всевышний», то почему в первом сказании нет этих слов?

«Сказать, выразить мысли можно составленными из букв словами, однако, подобно времени и пространству, буквы также были сотворены», — объясняет реб Дов Бер Магид из Мезреча. До творения мира не было еще слов, однако даже тогда была мольба о мире, с которой начался акт творения, названный мудрецами первым сказанием: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю». И если слова передают мысли сознания, то звуки шофара, подобно плачу ребенка, выражают глубину подсознания.

«Все явления нашего мира преломляются в трех плоскостях бытия: Время (шана), Пространство (олам), Душа (нефеш)», — писал ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Как же выражается начало творения в этих мирах? Начало Времени — это Рош-Ашана. Начало Пространства — это, согласно еврейской традиции, место, на котором стоял Иерусалимский Храм. Несмотря на стремление врагов разрушить Храм, каким-то чудом сохранилась Стена Плача. Свершилось великое чудо истории, о котором пророчествовал царь Соломон: «Вот стоит Он (Всевышний) за стеной» (Песнь Песней 2:9). Тридцать восемь раз разрушался Иерусалим, однако Стена Плача никогда не была разрушена! Она напоминает евреям во все времена, что Всевышний не оставил их — Он возвратит еврейский народ на свою землю и отстроит Храм.

В Душе человека тоже есть начало. Храм — это символ человеческой души. Потому все, что мы знаем о Храме, можно соизмерить с нашим внутренним миром. В Душе, то есть в Храме души любого человека, обязательно есть некая не подверженная никаким разрушениям Стена Плача! Как бы ни казалось, что душа наша разрушена грехом, все равно в ней остается начало — непорочная детская чистота, не подверженная никаким разрушениям искорка святости — «пинтале ид».

Храм был разрушен. Но Стена Плача — это то «впечатление прошлого», которое и сегодня напоминает о величии Иерусалимского Храма. Чувство трепета перед былым величием и станет тем фундаментом, на котором Храм будет отстроен. Как сказано: «Обнови дни наши, как прежде!» (Плач Иеремии 5:21).

Как бы ни была поражена душа еврея грехом, все равно каким-то чудом в глубине его души сохраняется чистота — та самая Стена Плача, возвращаясь к которой, он может отстроить свой Храм и стать праведным человеком.

«У каждого еврея есть доля в будущем мире: “А народ твой — все праведники” (Исайя, 60:21)», — сказано в Талмуде. Пророки и мудрецы учили нас, что в душе каждого еврея сокрыто внутреннее стремление к добру и свету, которое ему надлежит открыть в своей жизни. И, возможно, слушая звуки шофара, мы услышим и «внутренний голос» нашей души, который призывает нас творить добро. В Рош-Ашана находящийся в каждом из нас праведник плачет (подобно звукам шофара), обращаясь к Творцу с просьбой записать его в Книгу Жизни на Новый год!

Читайте обзор по теме Рош-Ашана


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?