Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рамбам разъясняет законы, связанные с заповедями жертвоприношениями, отделения десятины, выкупа первенца...

71-я заповедь — повеление, чтобы совершивший определенные прегрешения приносил бы во искупление повинную жертву, — и это «безусловная повинная жертва». За следующие грехи обязаны принести эту жертву: меила (злоупотребление храмовыми святынями), грабеж, связь с шифха харуфа (наполовину освобожденной рабыней; например, она принадлежала двум компаньонам, и один из них дал ей вольную, а второй — нет) и ложная клятва держателя вклада.

Каждый, кто по ошибке воспользовался храмовым имуществом для себя, и такое пользование оценивается, как минимум, в пруту (мелкую серебряную монету) — злоупотребил ли он имуществом Храма или тем, что предназначено на жертвенник; каждый, кто ограбил другого, как минимум, на пруту, и поклялся в своей невиновности; каждый, вступивший в связь с наполовину освобожденной рабыней, или клятвенно отрицающий, что ему был вручен на хранение вклад, — как по ошибке, так и умышленно, — все они обязаны принести жертву за свой грех, но не грехоочистительную жертву, а повинную. И эта жертва называется «безусловной повинной жертвой» (потому что он безусловно знает, что согрешил).

Сказал Всевышний, да будет Он превознесен: «Если кто-нибудь злоупотребил святынями Ашема, но совершил этот грех по ошибке, пусть принесет в повинную жертву Ашему самца мелкого скота без порока…» (Ваикра 5:15).

И сказал Он: «Если кто-нибудь согрешит перед Ашемом и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже или присвоении имущества ближнего; или найдет потерянное и будет отрицать все это, и поклянется ложно, что он не совершал эти грехи… Во всех случаях ложной клятвы он прежде всего должен вернуть все сполна, прибавив пятую часть, тому, кому это принадлежит, — в день признания своей вины. И в повинную жертву пусть принесет коэну самца мелкого скота без порока… — в повинную жертву Ашему» (там же 5:21-25).

И сказал Он: «И если человек ляжет с излиянием семени с женщиной, а она — рабыня, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода не дана ей… пусть принесет он свою повинную жертву Ашему» (Ваикра 19:20:21).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Критот (9а).

72-я заповедь — повеление, чтобы за определенные прегрешения приносили жертву, зависящую от достатка согрешившего. Эту жертву обязаны приносить за следующие грехи: осквернение Храма и осквернение святынь, швуат битуй (изреченная клятва) и ложная «клятва свидетельства».

Тот, кто осквернился от одного из источников ритуальной нечистоты (как мы разъясняли в предисловии к разделу Теарот), и по ошибке вошел в Храм, совершил осквернение Храма. А если он в состоянии нечистоты по ошибке ел мясо жертвенного животного, совершил осквернение святыни. Тот, кто дал «изреченную клятву» (т.е. поклялся сделать /или не сделать/ определенное действие) и по ошибке не сдержал клятвы; тот, кто ложно дал «клятву свидетельства» (ложно поклялся, что не видел происшедшего и поэтому, якобы, не может свидетельствовать), — поклялся ли он по ошибке или умышленно, — за любой из этих проступков приносится жертва, называемая корбан оле вэйоред (жертва, зависящая от достатка согрешившего).

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А если кто-нибудь согрешит в том, что будучи свидетелем, видел или знал, но… не сообщил… или если кто-нибудь прикоснулся к чему-то нечистому… но забыл о том, что стал нечистым, и провинился… или кто-нибудь поклялся устами своими… и забыл об этом, а потом узнал, что виновен, то в любом из этих случаевпринесет в повинную жертву Ашему самку мелкого скота, овцу или козу, для искупления от греха… Если же не хватит у него денег на овцу, то пусть принесет за свой грех в повинную жертву двух горлиц или двух голубят…Если же не хватит у него денег на двух горлиц или на двух голубят…» (Ваикра 5:1-13). И потому-то и называется «жертвой, зависящей от достатка согрешившего», что ее материальная ценность не установлена, а зависит от достатка грешника, обязанного принести жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Критот (10б) и в трактате Швуот (7а).

73-я заповедь — повеление вслух исповедоваться перед Ним, да будет Он превознесен, в совершенных грехах, когда мы в них раскаиваемся. И этот видуй (исповедь) заключается в том, что человек говорит: «Ашем! Я согрешил, нарушил, преступил и сделал то-то и то-то», — и в продолжении речи он должен в ясных выражениях попросить искупления за совершенное.

Знай, что даже в тех грехах, за которые мы обязаны приносить вышеупомянутые жертвы и, согласно Его словам, да будет Он превознесен, сами эти жертвы искупают жертвователя, — все же, в час принесения жертвы мы обязаны исповедоваться.

И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Говори с сынами Израиля и скажи им: “Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему, и будет виновна эта душа, то пусть исповедуются в своих грехах, которые они совершили” (Бемидбар 5:6-7).

А в Мехильте комментируется следующий стих: “Ведь сказано (Ваикра 5:5): “…Если виновен он, пусть признается, что согрешил, — при нем”, пусть исповедуется в своем грехе “при нем” — т.е. пока жертвенное животное еще живо, а не когда оно уже зарезано. Но из этого стиха можно сделать вывод, что человек должен исповедоваться только в случае, если он осквернил Храм”. Поскольку этот стих из раздела Ваикра — “…пусть признается, что согрешил…” — произнесен о человеке, осквернившем Храм и его святыни, как мы уже разъясняли (Д 72), то Мехильта говорит, что из этого стиха мы можем выучить обязанность исповедоваться лишь для осквернившего Храм. “Откуда известно, что и нарушивший остальные заповеди обязан исповедоваться? Сказал Он: “Говори с сынами Израиля и скажи им: “Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему … пусть исповедуются…”. Откуда известно, что и совершивший грех, за который полагается смерть или карет, тоже обязан исповедоваться? Сказал Он: “в грехах” — во всех грехах, в том числе, и в нарушении запретов “не делай”; “если сделает” — и если нарушит заповедь “делай”.

И еще говорится там: “Один из человеческих грехов” — т.е. согрешит против ближнего, — речь идет о воровстве, грабеже и злоречии; “… изменив Ашему” — речь идет о давшем ложную клятву Его Именем и о проклинающем Его Именем; “и будет виновна эта душа” —обязанность исповеди распространяется на всех тех, кто заслуживает смерть за свой грех. Может быть, и приговоренные к смерти по ложному свидетельству обязаны исповедоваться? Но ведь сказано только в случае, если “будет виновна эта душа”. Т.е. человек не обязан исповедоваться, если он знает, что не согрешил, а приговорен по доносу ложных свидетелей.

Итак, прояснилось, что за все виды грехов — за тяжкие и за легкие, и даже за невыполнение заповеди “делай”, мы обязаны исповедоваться.

Но поскольку повеление — “…пусть признается, что согрешил…” — дано вместе с повелением принести за грех жертву, мы бы могли подумать, что видуй (исповедь) не является самостоятельной заповедью, но лишь сопутствует жертвоприношению. Поэтому мудрецы в Мехильте должны были разъяснить это в следующих выражениях: “Может быть, исповедуются, только если приносят жертву? Откуда известно, что исповедуются и не принося жертвы? Сказал Он: “Говори с сынами Израиля и скажи им: “Мужчина или женщина, если сделают один из человеческих грехов, изменив Ашему… пусть исповедуются…”. Может быть, исповедуются только, пребывая в Земле Израиля? Откуда известно, что исповедуются и в изгнании? Сказал Он: “А вас Я рассею между народами и обнажу меч вслед за вами, и будет ваша страна пустыней, и ваши города руинами…А оставшиеся из вас будут страдать за вину свою в странах ваших врагов, и за вину своих отцов…Тогда они исповедуются в своей провинности и в провинности своих отцов, в их измене, когда они изменили Мне…” (Ваикра 26:33,39-40). И так же сказал Даниэль: “У Тебя, Г-сподь, справедливость, а у нас стыд на лицах” (Даниэль 9:7).

Итак, выяснилось из всего упомянутого, что исповедь — самостоятельная заповедь и обязанность согрешившего, какой бы грех он ни совершил. Будь то в Земле Израиля или вне ее, приносит ли он жертву или не приносит, он обязан исповедоваться по Его слову, да будет Он превознесен: “…Пусть исповедуются в своих грехах, которые совершили”.

И говорится в Сифре (Ахарей мот): “Пусть исповедуются” — это исповедь, произнесенная вслух”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в последней главе трактата Йома (87б).

74-я заповедь — повеление, чтобы каждый мужчина, у которого было истечение и он излечился, принес жертву, и эта жертва — “две горлицы или два молодых голубя… одного в грехоочистительную жертву и одного в жертву всесожжения” (Ваикра 15:14-15). И это “жертва больного истечением”. И он не получит искупления, пока не принесет эту жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И когда истекающий слизью очиститься от своего истечения, пусть… на восьмой день возьмет себе двух горлиц или двух молодых голубей…” (там же 15:13-14).

75-я заповедь — повеление, чтобы каждая женщина, у которой было истечение и она излечилась от него, принесла жертву, и эта жертва — “две горлицы или два молодых голубя”. И это “жертва больной истечением”, и эта женщина не получит искупления, пока не принесет жертву.

И, возможно, зададут мне вопрос, сказав: “Почему ты разделяешь заповедь о “жертве больного истечением” и заповедь о “жертве больной истечением”? Ведь ты учитываешь при подсчете заповедей вид жертвоприношения вне зависимости от того, кто именно обязан его принести, — так ты поступил с грехоочистительной жертвой, “безусловной повинной жертвой” и с “условной повинной жертвой”, а также с “жертвой, зависящей от достатка”. Ты включил в перечень каждую из них в качестве самостоятельной заповеди, не принимая во внимание разнообразие грехов, если только за каждый из них приносится та же жертва. Так и тут — не принимай во внимание разницу между полом грешников, ведь каждый из них обязан принести в жертву тех же самых птиц!”.

Вопрошающий должен знать, что жертвы больного истечением и больной истечением не приносятся за грехи, но обязанность принести эти жертвы возникает, когда человек оказывается в определенном состоянии. И если бы это состояние было бы у мужчины и у женщины одинаковым, как одинаковы названия этого состояния — “истекающий” и “истекающая”, тогда бы следовало обе жертвы учитывать как единую заповедь.

Но дело обстоит иначе. Мужчина обязан принесли жертву в случае, если у него выделялась семенная слизь. Однако, если что-то подобное такой семенной слизи истечет у женщины, она не станет от этого “больной истечением”, но только истечение крови у женщины обязывает ее принести эту жертву. Однако, если кровь потечет у мужчины, он не будет обязан принести жертву. А само слово “истечение” подразумевает только жидкие выделения, однако не все жидкие выделения аналогичны. И ясно сказали мудрецы (Нида 32б): “Мужчина передает ритуальную нечистоту при истечении семенной слизи, а женщина — при истечении крови”.

И закон об “истекающем” и “истекающей” не подобен закону о прокаженном и прокаженной. Ясным доказательством этому служат слова мудрецов, приведенные в трактате Критот (8б): “Четверо не получат искупления, пока не принесут жертвы, и это — истекающий, истекающая, родившая и мецора (пораженный язвами цараат)”. Ведь видно, что мудрецы принимают в расчет “истекающего” и “истекающую” как два отдельных вида ритуально нечистых, а “мецору” — как один вид, будь то мужчина или женщина. И это потому, что “истечение” мужчины и “истечение” женщины различны.

И вот стих Торы, говорящий об этой жертве: “А когда освободится женщина от своего истечения… на восьмой день возьмет она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесет их коэну, ко входу в Шатер Собрания…” (Ваикра 15:28-29).

76-я заповедь — повеление, чтобы каждая роженица приносила годовалого ягненка в жертву всесожжения и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву. А если она бедна, то приносит в жертву только двух горлиц или двух молодых голубей — одного в жертву всесожжения, а второго в грехоочистительную жертву. И она также не получает искупления до того, как принесет жертву.

И так Он сказал, да будет Он превознесен: “…Если женщина зачнет и родит сына… тридцать три дня должна она очищаться от своих кровей, не прикасаясь к святыням и в Святилище не входя… Если же она родит девочку… шестьдесят шесть дней должна она очищаться от своих кровей. Когда же исполнятся дни ее очищения за сына или за дочь, пусть принесет она годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в Соборный Шатер, коэну. И он принесет это в жертву Ашему и искупит ее, и станет она чиста… Если же не в состоянии она принести в жертву ягненка, то пусть возьмет…” (Ваикра 12:2-8).

77-я заповедь — повеление, чтобы каждый, кто был болен цараат и излечился от своих язв, приносил трех жертвенных животных — в жертву всесожжения, в грехоочистительную и повинную жертву, и с ними лог масла. А если он беден, то приносит барана в повинную жертву и двух горлиц или двух молодых голубей — одного в жертву всесожжения и одного в грехоочистительную жертву. И излечившийся от цараат — четвертый из тех, кто не получает искупления до того, как принесет жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А на восьмой день возьмет двух баранов без порока и одну годовалую овцу… А если он беден…” (Ваикра 14:10, 21).

И могут сказать: «Почему ты не считаешь жертвы этих четырех — “истекающего”, “истекающей”, роженицы и излечившегося от цараат — в качестве одной заповеди? Ведь есть сторона, объединяющая их всех: все они не получают искупления (т.е. не становятся ритуально чистыми), пока не принесут жертву? Ты бы должен был сказать: “74-я заповедь — повеление, чтобы “истекающий”, “истекающая”, роженица и излечившийся от цараат приносили жертву, и пока они не принесут жертву, они не получают искупления”. Ведь ты считаешь очищение в микве (ритуальном бассейне) одной заповедью (Д 109), невзирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты в ней очищаются. Так и тут — ты бы мог учитывать жертву четырех, не получающих очищения без жертвы, как одну заповедь, не взирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты они очищаются!”.

Ашем знает — и Он свидетель, что так безусловно должно было бы быть в случае, если жертвы каждого из четырех искупаемых были бы аналогичными, без всякого изменения, подобно тому, как воды миквы одинаково очищают от разных видов ритуальной нечистоты.

Однако поскольку эти жертвы, как мы видим, различны, безусловно следует считать каждое из этих жертвоприношений отдельно, ибо то, чем очищается каждый из них не соответствует тому, чем очищаются другие. И подобно этому, очищение пеплом красной коровы, очищение водами миквы и очищение пораженного цараат с помощью четырех средств (веткой кедра, травой иссопа и т.д.) — это три разных заповеди, несмотря на то, что все они служат для очищения от ритуальной нечистоты, как мы разъясним (Д 110).

Законы и уставы этих четырех искупающих жертвоприношений — в общем и в частностях — разъясняются в первой и во второй главе трактата Критот, во вторых главах трактатов Арахим (8аб) и Зевахим (15б,17аб), в 8-ой главе трактата Назир (57а,59б-60б), в конце трактата Негаим и в трактате Киним, а также рассредоточены по многим местам Талмуда. Однако большинство законов приведены именно в указанных местах.

78-я заповедь — повеление отделять маасэр (десятину) от всего родившегося у нас за год кашерного скота; нутряной жир и кровь отделенного скота приносить на жертвенник, а его мясо съедать самим в пределах Иерусалима. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Б-гу” (Ваикра 27:32).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в последней главе трактата Бехорот. И там (53а) разъяснено, что эта заповедь выполняется также вне Земли Израиля и когда нет Храма, — таков закон Торы. Однако (поскольку в отсутствии Храма отделенное животное может быть съедено, только если оно получит увечье,) мудрецы, опасаясь, (что люди не смогут долго ждать и) будут съедать отделенное животное без увечья, постановили, что эта заповедь «выполняется только, когда есть Храм“. И когда будет построен Храм, эта заповедь будет выполняться и в Земле Израиля, и вне ее.

79-я заповедь — повеление посвящать первенцев, т.е. отделять их для того, что заповедано с ними делать. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Посвяти Мне всех первенцев, разверзающих утробу среди сынов Израиля, от человека до скота — Мне они” (Шмот 13:2). И из Торы следует, что под словом “скот” здесь подразумевается крупный и мелкий рогатый скот и ослы.

Это повеление повторено в Торе в иных выражениях, затрагивая только первенцев кашерного скота, — и это заповедь, о которой мы сейчас говорим. Сказал Он, да будет Он превознесен: “Всех первенцев-самцов, которые родятся у тебя от крупного и мелкого рогатого скота, посвящай Ашему, своему Б-гу” (Дварим 15:19). По закону Торы эти первенцы чистого скота передаются коэнам, которые приносят их нутряной жир и кровь на жертвенник, а мясо съедают. И законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактате Бехорот.

В конце трактата Хала (гл.4) поясняется, что эта заповедь выполняется только в Земле Израиля. И сказано в Сифри (Реэ): “Может быть, человек должен приводить и первенцев из других стран в Землю Израиля? Тора говорит (Дварим 14:23): “И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет… десятину своего хлеба, своего вина и масла, и первенцев своего крупного и мелкого рогатого скота” — из мест, откуда ты приносишь десятину злаков (т.е. только из Земли Израиля), ты должен приводить первенцев скота. Но так, как ты не приносишь из-за границы десятину злаков, так и не должен приводить оттуда первенцев”.

Итак, прояснилось, что эта заповедь выполняется только в Земле Израиля, как и заповедь об отделении десятины от злаков. А первенцы, родившиеся вне Земли Израиля, хотя и не приносятся на жертвенник, тем не менее тоже посвящены Ашему. И такое животное может быть съедено только, если оно получит увечье — и когда Храм отстроен, и в нашу эпоху.

Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

Восьмидесятая заповедь — повеление выкупать своего первого сына и выкуп давать коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Первенцев из своих сыновей отдавай Мне” (Шмот 22:28).

И вот как это осуществляется: поскольку наш первенец как бы принадлежит коэну, мы выкупаем сына у него за 5 села (серебряных шекелей). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И говорил Ашем Аарону: “Вот Я поручаю тебе попечение за приношениями Мне, за всем, что посвящают сыны Израиля, — тебе даю Я это в назначенную долю и твоим сыновьям в вечное установление. Вот что принадлежит тебе… каждый открывающий утробу (т.е. первенец) всякой плоти, которого приносят Ашему, от людей и от скота,— тебе будет. Но ты должен выкупить первенца из людей и первенца из нечистого скота. А выкуп его — когда исполнится ему месяц, выкупи его по цене пять серебряных шекелей…” (Бемидбар 18:8-9,15-16). И это заповедь о выкупе первенца.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь; но обязанность выкупить сына лежит на отце, как разъясняется в трактате Кидушин (29а).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бехорот (46а).

Печатается с разрешения издательства “Швут Ами”