Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Какими были Скрижали Завета?

Скрижали Завета справедливо считаются символом еврейской религии. Изображение Скрижалей украшает почти каждую синагогу или ешиву, оно присутствует во логотипах множества еврейских организаций. Но как ни странно, в последние 500 лет с изображением Скрижалей произошла непонятная вещь. Их стали изображать неправильно, так, как это принято у христиан!

Скрижали часто рисуют в виде двух параллелепипедов с закругленными сверху углами. Многие евреи, привыкшие к такому изображению с детства, уверены, что именно так выглядели Скрижали, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай. Но это ошибочно. Многие раввины уже призывали это исправить.

В Талмуде (Бава Батра, 14.) приводятся точные размеры Скрижалей: «Длина Скрижалей — шесть (тфахим), ширина — шесть, а толщина — три». Далее Талмуд описывает местоположение Скрижалей в Ковчеге Завета, рядом с Книгой Торы и разбитыми Скрижалями. Каждому, кто изучал этот отрывок, совершенно ясно, что Скрижали были с острыми, а не с закругленными углами. Еще один вывод из этого — что обе скрижали были квадратной (шесть на шесть тфахим), а не прямоугольной формы.

Так и было принято изображать Скрижали в древние времена. И даже когда христианское влияние сказалось на еврейских рисунках, в некоторых случаях еврейский вид Скрижалей сохранялся. Например, на обложке книги «Шней Лухот Абрит» («Две Скрижали Завета») нарисованы две квадратные Скрижали — так, как они выглядели на самом деле.

«Странно, что христианские представления смогли проникнуть именно в синагоги» — говорит Меир Кейнан, директор завода по обработке гранита, одно из отделений которого специализируется на поставке гранитных элементов обрамления синагог. Во главе этого отделения стоит Амир, религиозный еврей, который старается предлагать клиентам правильную версию изображения Скрижалей.

По его словам, многие заказывают изображение скрижалей с закругленными углами и очень удивляются, когда слышат, что настоящие Скрижали были квадратными. «После того как я им это объясняю, они обычно предпочитают аутентичное еврейское изображение Скрижалей, что говорит о том, что только незнание явилось причиной широкого распространения закругленных Скрижалей».

А тот, кто все же предпочитает не еврейскую традицию, а стиль Микеланджело, который изобразил Скрижали закругленными, возможно, примет и его выдумку, что у Моисея росли из лба два рога…


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.