Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

В последний день своей жизни Моше собирает весь народ для заключительного напутствия. Союз с Б-гом заключен не только поколением пустыни, но и евреями всех будущих эпох.

Моше вновь предостерегает евреев от увлечения идолами. Он знает, что даже отвращение к египетским «гнусностям» не помешает евреям экспериментировать с чужими философиями, толкающими к моральной распущенности.

Моше описывает разорение, которому подвергнется Страна Израиля в наказание за несоблюдение евреями Синайского договора. Потомки и чужеземцы удивятся ее бедствиям, тому, что «не засевается она и не растет…из нее ни одной травинки». Вывод будет очевиден: евреи изменили своему Защитнику, увлекшись идолами. Но Моше обещает, что со временем, после исполнения всех благословений и проклятий евреи раскаются. Как бы ни смешались они с другими народами, как бы ни ассимилировались, Б-г вернет их в Эрец Исраэль. Моше напоминает евреям, что Тора не удалена от них — исполнение ее законов по плечу каждому человеку. Раздел завершается ярким описанием нравственно-духовного выбора между жизнью и смертью. «Избери же жизнь» (т.е. Тору), — заклинает пророк.

Вернет вас Всевышний

Одно из пророчеств этого раздела осуществляется буквально на наших глазах: «И возвратит Б-г изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов…» (30:3).

Речь идет о приближении мессианской эры и окончательном избавлении евреев от бед физического и духовного изгнания. Согласно одному из 13 принципов еврейской веры, сформулированных Рамбамом (каждый принцип начинается со слов «Ани маамин бе-эмуна шлема — я верю полной верой»), мы обязаны неустанно ждать прихода Машиаха: «Я верю полной верой в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его». В талмудическом трактате Шабат (31а) говорится, что, представ после смерти перед Небесным судом, каждый еврей должен ответить на шесть вопросов, один из которых гласит: «Стремился ли ты к избавлению?»

В начале этого столетия Хафец Хаим сокрушался, что многие не выполняют эту мицву из-за нескончаемых гонений и несчастий. «Можно ли надеяться на скорый приход Машиаха, — вопрошали евреи, — когда другие народы так ненавидят нас, насмехаются над нами? Возможен ли прыжок из бездны презрения к высотам всеобщего уважения?»

Затем, уже после смерти Хафец Хаима, наступила Катастрофа, предельно увеличившая разрыв между страшной реальностью еврейской жизни и обещанным Торой идеалом.

На самом деле, объяснял Хафец Хаим, такой контраст далеко не нов. Б-г часто строил еврейскую историю по принципу: «Из мусора поднимает Он страждущего» (Теилим 113:7). Это делается сознательно, с глубоким смыслом — чтобы ярче высветить чудо нашего выживания и показать, что для Всевышнего нет никаких непреодолимых преград.

Бездетные Авраам и Сара родили своего единственного наследника Ицхака в глубокой старости, когда им было, соответственно, сто и девяносто лет. Яаков пришел к Харан нищим, до нитки ограбленный своим племянником Элифазом, сыном Эсава, но несмотря на козни будущего тестя Лавана, женился на двух его дочерях-праведницах и стал отцом родоначальников 12 колен. Йосеф вступил в должность премьер-министра Египта прямо из тюрьмы. Моше, возглавивший еврейский народ, выведший его из египетского рабства и ставший величайшим пророком и законоучителем, едва не утонул в реке еще в младенчестве.

И кто бы мог подумать, глядя на униженных еврейских рабов в Египте, на их обреченность и нищету, что в один прекрасный день они выйдут на свободу с гордо поднятой головой и сам Фараон, заносчивый правитель крупнейшей империи древнего мира, будет на коленях умолять их поскорее уйти, чтобы прекратились страшные Б-жественные казни?

А потом, несколько столетий спустя, когда первый советник персидского царя Аман разошлет указ об уничтожении всех евреев — мужчин и женщин, стариков и детей — и тысячи погромщиков будут сладострастно ждать заветного дня, кто мог представить себе, что жребий перевернется: Амана вздернут на дереве, которое он самолично приготовил для лидера евреев Мордехая, погромщики сами заплатят кровью за попытку геноцида и многие персы, боясь мести евреев, заявят о желании перейти в иудаизм?

То же самое произойдет и с нами, когда Б-г решит, наконец, прислать Машиаха, утверждал Хафец Хаим в начале столетия. Его прогноз начал сбываться лишь после страшной ночи Катастрофы. Вначале на карте мира появилось возрожденное еврейское государство и, одержав ряд блистательных побед над врагами, стало собирать рассеянных изгнанников.

Кто бы мог подумать еще полвека назад, когда еврейская кровь лилась рекой, что европейские народы, истреблявшие или молча поощрявшие истребление своих еврейских сограждан, не считавшие их даже за людей, примутся сегодня за восстановление еврейской жизни в своих странах, что их правительства, предприятия и банки будут выплачивать компенсации жертвам нацистского террора, а музеи возвращать награбленные художественные ценности, что Германия станет радушно принимать еврейских иммигрантов из бывшего СССР и займет третье место в мире — после Израиля и США — по выпуску книг на еврейские темы, вложит десятки миллионов марок в строительство мемориалов и еврейских центров, что в Тель-Авив на похороны лидера крошечной еврейской общины Германии прибудет большая свита скорбящих немцев во главе с президентом государства?

Разве можно было представить, что в России с ее давними антисемитскими традициями, где еще недавно слово «еврей» произносили шепотом, Хануку будут отмечать в Кремле, что «ивановы по матери» начнут срочно менять фамилии, откапывать свои реальные и мнимые еврейские корни ради получения заветной израильской визы. что еврейский муж или жена станут «не роскошью, а средством передвижения» в маленькую ближневосточную страну?

Конечно, у нас еще много врагов, винящих нас во всех мировых проблемах, стремящихся сбросить нас в море. Но факты, как известно, упрямая вещь. Всего десять лет назад Израиль значительно отставал от США и СССР по численности еврейского населения, а теперь, далеко обогнав бывшую «империю зла», вплотную приблизился к Америке. Согласно прогнозам демографов, лет через десять или даже раньше в Израиле будет жить абсолютное большинство мирового еврейства. Такого не было со времен даже не Второго, а Первого Храма. Впервые за 2800 лет евреем стало быть модно и престижно, хотя Храм еще не восстановлен, а нашим сегодняшним лидерам еще ой как далеко до великого и мудрейшего царя Шломо.

Путь к сердцу

«Ибо очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (30:14).

Чувство — речь — действие. Таков обычный порядок вещей. Вначале сердце рождает чувство, которое кристаллизуется в словах, произносимых устами. Затем, на следующем этапе конкретизации слова оформляются в физическое действие, поступок.

Почему Тора меняет этот естественный порядок? Почему «уста», речь, предшествуют «сердцу», чувствам, и лишь затем идет действие — «чтобы исполнять»?

Бывают времена, когда мы не можем полагаться на свои естественные чувства. Сердце молчит; оно не в состоянии выразить свои скрытые помыслы, само не знает, чего хочет. Поэтому уста замкнуты и руки бездействуют.

Тогда первыми пробуждаются уста. Они обращаются с молитвой к Тому, Кто все слышит. Такие молитвы не надо изобретать. Они давно разработаны мудрецами и содержатся в сидурах, упорядоченных сборниках молитв. Впрочем, можно говорить и «от себя», своими словами. Главное, чтобы молитва была искренней. Услышав обращенные к Нему слова, Всевышний раскрывает сердце человека. Цепь замыкается: просыпаются чувства, звучит речь, начинается действие…


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его