Из цикла «Наш праотец Авраам», темы: Цель творения, Сотворение мира, Авраам, Реувен Пятигорский, Связь с Творцом
Каково отношение того, кто что-то создает, к тому предмету, который он создает? Возьмем, например, скрипичного мастера, только что завершившего работу над очередной скрипкой. Его отношения со скрипкой в дальнейшем могут идти по одному из следующих вариантов. Первый: создал инструмент и, играя на нем или просто владея им, как-то о нем заботится. Второй вариант: создал и разломал. Есть еще третья опция: забыл, бросив, скажем, в темном чулане. Или продал. И теперь уже ничего не может поделать со скрипкой, которая принадлежит другому.
Мир — не скрипка. Последняя, третья опция — относительно наших спекуляций на тему «как Творец проявляется в нашем мире» — отражает нашу слабость и ограниченность. Предположение, что Творец мира создал его и оставил, не проходит. Только земной Страдивариус, человек «во плоти и крови», может потерять контакт со своей скрипкой: продал, подарил, забыл в чулане или долго берег, но потом умер.
Другой пример — писатель; как часто он хотел бы вернуть изданный текст, чтобы что-то в нем подправить, улучшить, а иногда и уничтожить. Но текст уже зажил своей самостоятельной жизнью. Или тихонько прекратил существование как явление литературы. Судьба писателя и судьба книги — не одно и то же. Ничего не изменишь. В лучшем случае, создавай новое произведение, новое издание, новый вариант. Или отказывайся от авторства. Бывает и такое.
Но наш мир — это всегда «чистовик», в котором нет «черновых записей». Из двух вариантов отношений творческого человека к своему произведению: создал и заботится, создал и потерял с ним контакт, — у Творца вселенной может быть только первая опция, ибо «потерял» к Нему не относится: Он вне времени, Он не теряет.
Итак, можно сказать: в мире реализуется только то, что появляется по желанию Всевышнего; если Он не хочет, чтобы что-то существовало, оно не существует.
Других опций нет. Заявляя, что все сущее существует только по Его воле, мы не расточаем Ему комплименты, а просто констатируем факт: не может быть никакого разрыва между Бесконечной волей и сущим. Создатель мира знает о всяком созданном Им объекте, ведь незнание — результат ограниченности. И если объект существует — значит, Он того желает.
Говоря, что Авраам открыл единого Творца, мы не имеем в виду, что он догадался, что их не пять и не десять, а только один. Авраам сделал куда более серьезный вывод: существует только один Творец, бытие Которого не зависит ни от какой другой причины кроме Него Самого. Т.е. Его существование ничем не обусловлено, а стало быть, абсолютно. Но существование всего остального — всего, кроме Него — обусловлено исключительно Его волей. Так надо понимать слова: Б-г один!
Это очень важно, поэтому повторим: нет в мире ничего и никого, что существовало бы само по себе вопреки Его желанию. Нет ничего и никого, кто может препятствовать Его безграничной воле. Любое создание, проявляющее какую бы то ни было силу, обладает ею только потому и только в той мере, что Всевышний наделил его этой силой. Автономно и независимо от всего существует только один бесконечный Творец.
Но для чего Он создал мир? Возможно, сам вопрос — для чего создан мир — не имеет смысла. Но если мы предполагаем, что в начале мира стоит творческий момент, то разумно также предположить, что он связан с некой целевой установкой, поскольку наша человеческая практика не знакома с бесцельными видами творчества. Поэтому, говоря о бесконечном и совершенном творческом Начале, мы должны допустить, что цель была. Но какая?
Есть люди, склонные заявлять, что цель была, но заключалась она в том, что Творец — всего лишь любопытный экспериментатор, строящий наш мир и наблюдающий с замиранием сердца, как мы себя ведем. Иногда Он включается в игру, как-то Себя проявляет, иногда что-то переделывает, а чаще всего сидит и смотрит, смотрит…
К сожалению, эта гипотеза о Творении мира как об экспериментальном акте удовлетворить нас не может. О Всевышнем мы знаем достаточно, чтобы отбросить предположение, будто Он создал мир с единственной целью посмотреть, что из этого получится. Будучи ВНЕ ВРЕМЕНИ, Творец знает все наперед. (Со словом «знает» применительно к Создателю времени надо обходиться осторожно. Знает не только сейчас, но и раньше, и позже, — всегда! Об этом мы уже рассуждали.)
Итак, «мотивы» акта создания мира должны лежать не в плоскости проявления Всевышним Своего любопытства, а в чем-то другом. Мир создан. Но зачем?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?