Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно его обрести, призывайте Его, когда Он близко” (Йешаягу 55, 6)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 6
По материалам газеты «Исток»

Шмитой называет Тора последний год каждого семилетия. С этим годом связан ряд заповедей: запрет на сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль; запрет на торговлю урожаем, выросшим в этот год в Эрец Исраэль; аннулирование долгов. Читаем в Торе: «Шесть лет засевай землю и собирай с нее урожай, а в седьмой год дай ей отдых, оставь ее. И будут кормиться бедняки твоего народа, а то, что останется, пусть съедят полевые звери» (Шмот 23). «Когда войдете в Страну, которую Я даю вам, пусть отдыхает земля Субботним (годом ради) Всевышнего» (Ваикра 25). «А в конце седьмого года сделай отмену (долгов). Вот что такое отмена: всякий заимодавец, который дал в долг своему ближнему, да не будет требовать долга со своего ближнего, со своего брата, ибо провозглашена отмена долгов» (Дварим 15).

Год шмиты длится с начала Рош-Ашана и до исхода последнего дня месяца элуль. Запрет на работы в поле и саду — в пределах Эрец Исраэль — кончается. Но не запрет на торговлю плодами Эрец Исраэль, выросшими в год шмиты!

Существует еще несколько заповедей, связанных с плодами урожая седьмого года: запрещено их уничтожать; они не принадлежат владельцу поля; их нельзя держать в доме после окончания сезона на определенный вид плодов; их нельзя вывозить за пределы Эрец Исраэль.

Относительно отмены долгов существует три заповеди: в конце года шмиты предписывается простить все долги, если срок их уплаты предшествовал концу года шмиты; запрещается взыскивать долги по прошествии седьмого года, если они были сделаны до его завершения; запрещается отказывать в займе нуждающемуся еврею только на том основании, что приближается конец года шмиты и долг будет автоматически списан. Большинство авторитетов считают, что сказанное актуально для всех евреев, где бы они ни жили. Возврат взятого долга считается мудрецами достойным делом — даже если долг прощен по закону шмиты. Выплата задержанной зарплаты или установленной суммы за уже проделанную работу долгом не считается, их следует выплатить в любом случае! Существует ряд правил, позволяющих до окончания седьмого года передать взыскание долга еврейскому суду. Во всех случаях стоит обратиться к знающим раввинам.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе