Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Жертвоприношения
61-я заповедь — повеление, чтобы все животные, приносимые в жертву, были совершенными среди особей своего вида и свободными от физических недостатков, которые по свидетельству Писания и традиции делают жертву непригодной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Из крупного скота или из мелкого, цельное, оно будет принято с благоволением» (Ваикра 22:21). И сказано в Сифре (Эмор): «Цельное, оно будет принято…» — заповедь «делай».
И в доказательство того, что и вино для возлияния, и масло, и пшеничная мука должны быть также самыми лучшими и совершенными, без всякой порчи, приводится Его речение, да будет Он превознесен: «И в хлебный дар… тонкую пшеничную муку, смешанную с маслом… совершенным должно это быть… и также вино для возлияния» (Бемидбар 28:28,31).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Менахот (87а).
62-я заповедь — повеление приносить на жертвенник соль с каждым жертвоприношением. И об этом Его речение: «При всякой своей жертве приноси соль» (Ваикра 2:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Ваикра) и в нескольких местах трактата Менахот (11а,18-21б,106б).
63-я заповедь — повеление о принесении жертвы всесожжения: чтобы каждая жертва всесожжения, приносимая одним человеком или общиной, совершалась определенным образом, заповеданным в Его речении, да будет Он превознесен, в книге Ваикра: «Если жертва его всесожжение, то пусть принесет самца из крупного скота…» — и далее весь порядок принесения этой жертвы (Ваикра 1).
64-я заповедь — повеление, чтобы любая грехоочистительная жертва приносилась заповеданным в Торе образом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Вот закон о грехоочистительной жертве…» (Ваикра 6:18). И там же, в книге Ваикра, разъясняется, как жертвенное животное должно быть забито, какие части от него воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.
65-я заповедь — повеление, чтобы повинная жертва приносилась так, как заповедано в книге Ваикра, в Его речении, да будет Он превознесен: «А вот закон о повинной жертве…» (Ваикра 7:1); и Писание разъясняет, как приносится эта жертва, какие ее части воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.
66-я заповедь — повеление, чтобы мирные жертвы приносились так, как заповедано в Его речении: «И если его приношение — мирная жертва…» (Ваикра 3:1). И еще Он сказал, заключая тему: «И это закон о мирной жертве… если кто в благодарность ее приносит» (там же 7:11-12).
Эти четыре вида жертвоприношений — всесожжение, грехоочистительная, повинная и мирная жертвы — включают в себя все существующие жертвы. Ведь любое жертвенное животное, приносимое одним человеком или общиной, может быть принесено в жертву лишь одного из четырех указанных видов, причем, повинная жертва всегда приносится лишь от одного человека.
Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, содержатся в трактате Зевахим; и там разъяснено, какие действия должны быть обязательно выполнены и что делает жертву непригодной, и как совершать каждое из жертвоприношений согласно его уставу.
67-я заповедь — повеление, чтобы хлебное приношение (минха) совершалось определенным для каждого из его видов способом. И об этом Его речения: «Если кто принесет хлебный дар Ашему…»; «Если твоя жертва хлебное приношение со сковороды…»; «Если твоя жертва — хлебное приношение из горшка…» (Ваикра 2:1-10). И в заключении темы Он сказал: «Это закон о хлебном приношении» (Ваикра 6:7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены со всеми подробностями в посвященном ей трактате Менахот.
68-я заповедь — повеление, чтобы суд мудрецов (бейт-дин) приносил жертву, если ошибочно примет решение не по закону и в соответствии с этим решением даст указание действовать всей общине Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же вся община Израиля ошибется… и сделают что-то против заповедей Ашема… То, когда осознан будет грех, …пусть собрание приготовит молодого бычка для грехоочистительной жертвы…» (Ваикра 4:13-14).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и условия ее выполнения полностью приведены в трактате Орайот (гл.1-2) и в нескольких местах трактата Зевахим (39-42а, 47а).
69-я заповедь — повеление, чтобы тот, кто по ошибке совершил один из определенных грехов, принес грехоочистительную жертву согласно Его речению, да будет Он превознесен: «А если кто из народа согрешит по ошибке и сделает что-нибудь вразрез с одной из заповедей Ашема… то, когда осознан будет им грех, …пусть в жертву за грех, которым он согрешил, приведет козу без порока» (Ваикра 4:27-28). И это — «установленная грехоочистительная жертва», т.е. для этой жертвы пригодно только определенное животное.
Грехоочистительная жертва установлена за грехи, совершенные по ошибке, при условии, что такой же грех, совершенный умышленно, наказывается каретом и что грех, которым была нарушена данная заповедь «не делай», является определенным физическим действием, как разъяснено в начале трактата Критот.
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объяснены в трактатах Орайот (8а) и Критот (19а), в нескольких местах трактата Шабат (69а, 102б), в трактатах Швуот (24а) и Зевахим.
Семидесятая заповедь — повеление, приносить жертву, если у нас возникнет сомнение, что, возможно, мы невольно совершили один из больших грехов, за умышленное совершение которого следует карет, а за совершение по ошибке — «установленная грехоочистительная жертва». А жертва, приносимая в данном случае, называется «условная повинная жертва».
Сомнительная ситуация, в случае которой приносится «условная повинная жертва», может быть, например, следующей. Перед человеком было две порции внутреннего жира животного. Одна из них — почечный жир (запрещенный в пищу хелев), а вторая — сердечный жир (разрешенный в пищу шуман). И он съел одну из двух порций, а вторую съел кто-то другой или же она затерялась. И теперь человек засомневался: была ли порция, которую он съел, разрешена в пищу или запрещена? В случае, когда пробуждается такое сомнение, он приносит жертву, чтобы искупить вероятный грех, и это называется «условная повинная жертва» (т.к. она приносится как бы на условии, что человек действительно виноват). И если затем выясняется, что порция, которую он съел, была почечным жиром, и подтверждается, что он по ошибке согрешил, он должен принести «установленную грехоочистительную жертву».
Писание говорит об условной повинной жертве в Его речении, приведенном в главе Ваикра: «А если кто согрешит и сделает что-нибудь вразрез с какой-либо заповедью Ашема,… и не будет знать виновен ли он… пусть принесет коэну из мелкого скота барана без порока… в повинную жертву» (Ваикра 5-17-18). «И не будет знать…» — не будет знать, совершил ли по ошибке запрещенное действие или не совершил; подобная ситуация называется на языке мудрецов: «ему не было известно».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Критот (17а).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»