Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
из книги "Врата Воздаяния"
И великий Рав (раби Моше бен Маймон – Рамбам), благословенна память о нем, уже предвосхитил многое из этого исследования. В своих размышлениях, в 12-ой главе третьей части книги “Путеводитель заблудших”, он говорит: “Толпе кажется, что зла в мире больше, чем блага. И когда дни покоя и наслаждения праздности сменяются заботами и тяжелыми болезнями, несчастьями и трудностями, им кажется, что существование человека – зло для него”.

  И он поясняет: «Но большинство бедствий обрушиваются на людей из-за собственной неразумности, и по своей глупости мы кричим и вопим, и от бед, которые вызываем на себя по собственной воле, мы изводимся и корчимся от боли. Как сказал Шломо: “Глупость человека извращает его путь, а его сердце гневается на Ашема” (Мишлей 19:3)”.

  И он объясняет это подробно: “Ведь большинство несчастий происходят с людьми или из-за ущерба, причиненного друг другу, например, из-за распрей и войн, или же из-за вреда, который человек причиняет себе чрезмерным пристрастием к еде, к любовной близости и т.п. И тому, кто сам ввязался в войну, а теперь поражен стрелой, не на кого пенять, кроме себя. И тому, кто ел зараженную пищу, и заболел проказой, и тому, кто переусердствовал в любовных связях и в результате потерял зрение, – не на что пенять, кроме собственной глупости.

  И мы также видим людей, которые подвергают себя опасностям перехода через пустыню или через моря, чтобы стать богаче всех своих соседей и “разжиться слитками серебра” и золота (Теилим 68:31). И когда их настигает беда, они начинают причитать, и сетуют на свое время, и поражаются своей несчастной судьбе. Но Святой, благословен Он, не совершает чудес и знамений в мире, чтобы выручить безумцев, попавших в беду из-за недостатков характера.

  И еще мы видим людей, имеющих все необходимое, которые однако считают себя убогими и невезучими, по сравнению с теми, кто скопил жемчуг в своих хранилищах. И они жалуются на свою судьбу – и это тоже недостаток характера. Ведь приобретающий эти излишества не получает ничего необходимого для себя и для своего тела, но приобретает пустые хлопоты, иллюзии или несчастья. И нет недостатка ни в чем у того, кто не имеет этих излишеств. “И не осталось лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка, – каждый собрал столько, сколько сможет съесть” (Шмот 16:18). И такого рода людей множество в любое время и в любом месте».

  И, действительно, наставления Рава (Рамбама), благословенна память о нем, касаются многих, “и подкосившиеся колени он укрепил” (Йов 4:3-4). И он разъясняет там еще, что “блага, необходимые миру, крайне изобильны и имеются во множестве в любом месте, например, вода и пища для пропитания, и нет в мире недостатка в необходимом, а недостает только излишеств, превышающих настоящие потребности человека, например, жемчуга, который можно отыскать лишь в немногих странах – именно потому, что подлинная потребность человека в нем невелика”.

  И все это должен принять в сердце каждый мыслящий человек, чтобы понять, с каким совершенством упорядочил Творец, да будет Он благословен, Свою Вселенную и как милосердно Он управляет Своими созданиями. Все это должен осознать каждый человек, способный воспринять поучение. Но вопрос о “праведнике, которому плохо” не разрешается этим. Ведь мы не видим мир в целом и не можем исследовать его во всей полноте, но спрашиваем об определенном конкретном человеке: заслуживает ли он той беды, которая пришла к нему, если Святой, благословен Он, воздает каждому по его заслугам? И мы видим, скольких праведников убивают над их книгами или в дни поста, полностью сосредоточенных на молитве. И есть такие, что изначально родились без каких-либо органов. И есть умирающие, не дожив до 20 лет, несмотря на то, что со времени, когда пробуждается сознание, они были праведниками, занятыми Торой и заповедями – и есть у них заслуги, и нет для них наказания с Небес, ведь сказали наши мудрецы (Шабат 89б), что Небесный Суд не наказывает до этого возраста. Это тот же вопрос, что заключен в судьбе праведного Йова, с которым произошли его несчастья, и в истории о Торе и смерти раби Акивы (п.31). И еще более остро стоит вопрос о “нечестивце, которому хорошо”, так как это явление еще чаще встречается в мире.

  И значимость этого вопроса не уменьшается от того, что лишь немногие “спотыкаются” на нем, и не увеличивается, когда “споткнувшихся” много. Ведь мы “пеняем не человеку” (Йов 21:4), который, совершая, в основном, добрые дела, все же ошибается и заблуждается в чем-то. Но наши “претензии” обращены к “Могучему, все деяния Которого совершенны, и все Его пути – правосудие” (Дварим 32:4), и “нет на них изворотов и кривды” (Мишлей 8:8).

  Ты видишь из слов Рава (Рамбама), благословенна память о нем, что вопрос о “нечестивце, которому хорошо”, не был сложным в его глазах, так как он объяснял это благоволением Святого, благословен Он, к своим созданиям (п.66). Но основную неясность он видел в вопросе о “праведнике, которому плохо”. И он разъяснял, что в целом “мир построен благоволением” (Теилим 89:3), а несчастья и беды “зарабатываются” самими людьми. И он утверждает, что если гибнет праведник, то его смерть – за грех, и его страдания – за проступок (См. Путеводитель заблудших 3:17). И это верно с учетом того, о чем мы написали выше и на что намекнули (в пп.31-32). Благословен знающий истинного Судью и справедливого Вершителя судеб!

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.