Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы

«…чтобы не увидел у тебя Творец чего-нибудь срамного и не отступил от тебя» (23:15)

Если человек грешит, его грех записывается на лбу. И праведники смотрят и видят, какой грех совершил человек! (Решит хохма)

Рав Моше Галанти пришёл к Аризалю с просьбой — указать, что он сделал неверно и что должен исправить. Аризаль не хотел отвечать, но раби Моше настаивал. Посмотрел Аризаль на лоб раби Моше и сказал: «Преступлений нет у тебя, но есть кража под сомнением!»

Расстроенный р. Моше пошёл домой, созвал всех работников, шивших одежду на его предприятии, и потребовал сказать, что он им задолжал. Ответили работники: «Господин, нечего нам говорить, ибо каждый, получающий у тебя зарплату, благословляем! Мы не проверяем дотошно нашу зарплату!»

Сказал рав: «Вот я кладу перед вами деньги и каждый, кто считает, что недополучил, может взять, сколько захочет!» Сказали рабочие: «Мы убеждены, что получаем сполна, а если нет — то прощаем тебя от всего сердца!» Только одна женщина взяла несколько монет из большой кучи денег, сказав: «Я вяжу нити более тонкие и нежные, чем другие, и должна получать немного больше. Но рав не заметил этого из-за занятости и платит мне как всем остальным рабочим. Посему взяла я сейчас разницу в оплате».

Обрадованный этим рав празднично оделся, пошёл к Аризалю и спросил того: «Посмотри, пожалуйста, есть ли грех?» Ответил Аризаль: «Не осталось и следа!» Спросил р. Моше: «А где же был грех?» «В тех нескольких монетах, которые взяла женщина!» — был ответ.

«Не вымогай проценты у брата своего» (23:20)

Однажды к раби Яакову Муцафи пришла богатая женщина и рассказала странную вещь: субботние свечи, которые она зажигает при наступлении шабата, тухнут вдруг, без всякой причины!

Спросил раби Яаков: «Ты даешь деньги под проценты?»

«Да, — ответила женщина, — но я делаю всё по закону, используя этер иска (документ об участии в прибылях)!»

«Несмотря на это, — ответил рав, — ты должна сейчас прекратить ссужать деньги под процент, а если нет — ты ставишь под угрозу жизнь своих детей!»

Женщина покинула дом рава и позднее пересказала другому раву весь этот разговор. Тот успокоил её, сказав, что если есть этер иска, она может не беспокоиться.

Через несколько дней женщина увидела во сне своего умершего отца, державшего в руках оголённый меч. Он очень строго предупредил её, чтобы она прекратила ссужать деньги под проценты!

Сильно напуганная, прибежала женщина к раби Яакову, рассказала ему свой сон и попросила прощения за то, что пренебрегла его словами и не исполнила тут же его приказания.

Она прекратила ссужать деньги — и субботние свечи перестали тухнуть.

«Если кто возьмёт жену и войдет к ней, то, если она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он нашёл в ней что-нибудь постыдное, пусть напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит её из дома своего» (24:1)

Во время пребывания в Тегеране (столице Ирана) решил р. Хизкия Рабин зайти в раввинский суд. Когда он пришел, суд как раз занимался гетом (разводным письмом) одной женщины. Рав Хизкия, который знал все законы и порядок выдачи гета ещё будучи даяном в Бухаре, сидел в суде и наблюдал за происходящим.

Как положено, перед тем как писец пишет последнюю строку «по закону Моше и Исраэля», он даёт гет судьям для чтения и проверки, чтобы удостовериться, что нет ошибок ни в исходных данных, ни в самом тексте. Судьи дважды прочитали гет, после этого передали его писцу закончить последнюю строчку, сказав: «Гет в порядке!»

Писец получил в руки гет, чтобы дописать эту последнюю строчку. Тогда обратился р. Хизкия к главному судье: «Я прошу Вас указать писцу, чтобы тот дал мне гет посмотреть и прочитать его». Судья согласился, после того как р. Хизкия объяснил, что был даяном в Бухаре.

Рав Хизкия взял гет, прочитал его два-три раза и увидел в нем ошибку.Тут же обратился рав к главе суда и сказал ему: «Да будет известно уважаемому раву, что в гете есть недостаток», — и передал гет в руки судьи.

Глава суда и два его помощника прочитали гет вновь и не нашли в нем ошибки. Они сказали единогласно: «Гет кашерный и верный». Спросил их рав Хизкия: «Можно ли этим гетом развести эту женщину?» Ответили судьи: «Конечно, он кашерный, и нет в нём ошибок».

Тут же вышел рав Хизкия из зала суда и позвал двух прохожих. Случайно получилось так, что это были р. Хай Заркиев и р. Шалом Полтов (многие бухарские евреи находились в это время — в двадцатых годах ХХ века — в Тегеране по дороге в Эрец Исраэль). В присутствии этих двух свидетелей рав показал членам суда ошибку в гете. Судьи признались, что не обратили внимания на ошибку, и после этого написали новый гет.

Сказал рав Хизкия: Мудрецы должны остерегаться в своих поступках. Впредь будьте очень точны в написании гета, ибо ваши действия разрешают женщине выйти замуж. И, если не дай Б-г, гет некашерный, то увеличится число мамзеров в еврейском народе. И известны слова Талмуда: «Тот, кто не знает, как писать гет, и хупу не должен ставить».

Рав Хизкия был счастлив, что Небеса удостоили его придти в раввинский суд в нужное время, чтобы исправить ошибку.

«Не суди превратно ни пришельца, ни сироты, и не бери в залог одежды вдовы» (24:17)

Однажды пришли на суд к р. Бенциону Аба Шаулю два человека. Время было предвечернее. Пока каждый из тяжущихся высказывал свои доводы, стало темнеть. Один из двух встал и включил свет.

Тут же рав прекратил выслушивать стороны и вежливо сказал включившему свет: «Выключи, пожалуйста, свет. В противном случае существует проблема получения судьей выгоды от одной из сторон, опасение получения взятки и опасение превратного суда!»

«Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта» (25:17)

Толпы людей провожали в последний путь рава Элияу Цициашвили из Кутаиси. Когда процессия проходила мимо старинного красивого здания большой синагоги, построенной, как говорят, из иерусалимского камня, то главный рав поднялся на возвышение, чтобы помянуть покойного, и сказал: «Знаете ли вы, кто это — покойный рав Элияу Цициашвили? В 1924 году, после того как в Грузии установилась советская власть, евреи-коммунисты под покровительством властей решили выступить против Торы. На их стороне была власть и сила. Эти преступники решили уничтожить большую синагогу, рядом с которой мы стоим сейчас. Против них выступили Элияу Цициашвили с товарищами, которые были готовы пожертвовать своими жизнями. Толпа бандитов с ломами и кирками в руках, — а против них Элияу с голыми руками… Многочисленые против малочисленных. Бандиты поднялись на крышу, чтобы разрушить. За ними поднялся р. Элияу, чтобы защитить.

Один из бандитов попытался сбросить вниз огромный камень. Закричал р. Элияу: “Берегись! Горьким будет остаток жизни твоей!”. Но тот не слушал и продолжал свои попытки. Вдруг камень сдвинулся со своего места и покатился к краю, но еще прежде, потеряв равновесие, упал разрушитель. Так получилось, что камень упал на бандита и убил его, и все увидели, что такое суд Творца!»

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.