Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы

«Справедливости, справедливости ищи»(16:20)

Рав Моше Кадхали был главным равом Оттоманской империи. Он управлял еврейской общиной по справедливости и закону, невзирая на лица.

Как-то решил султан проверить, как судит рав Моше свою паству. Что же решил султан? Снял с себя царские одежды, оделся как простолюдин и так пошёл, в сопровождении двух слуг, к дому рава. Придя к дому рава, увидел множество людей, столпившихся у входа, и рав судит народ с утра до вечера.

Среди посетителей увидел султан богача и бедняка, пришедших судиться к раву. Поскольку облик обоих говорил об их статусе, хотел султан знать, как рассудит рав между богачом и бедняком. Ведь богач был одет в роскошные одежды, а бедняк — в одежды самые простые. Султан видел вблизи, как ведётся суд. После обсуждения рав решил, что бедняк — прав, а богач — виновен.

Рав Моше приказал богачу вернуть нечестно присвоенные деньги. Богач ответил грубо, отказавшись следовать приговору. Рав сильно пристыдил богача и не успокоился, пока тот не вернул деньги бедняку. Султана удивило, как рав руководит общиной, и через несколько дней предстали перед равом самые почтенные посланцы султана, чтобы пригласить рава во дворец. Когда рав прибыл во дворец, то султан выразил своё восхищение судебным решением рава, не зависящим от статуса тяжущихся.

Султан приказал слугам одеть рава в одежду, украшенную золотом и серебром, как у самых знатных особ империи. Однако рав отказался, сказав: «Нет, Ваше Величество, не ходил я в такой одежде раньше — ни вчера, ни позавчера!»

«По закону, которому они научат тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе поступи; не отклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево» (17:11)

Молодой парень прошел мимо главной синагоги острова Джерба, произнеся несколько недостойных выражений. Стало известно об этом раву Джербы раби Махлуфу Идану. Он вызвал к себе отца юноши и сказал ему: Знай, что твой сын выразился недостойно. Посему ты должен уплатить за него штраф в размере 104 франка в виде пожертвования на ешиву Ор Тора. Рав был воплощением высказывания наших мудрецов, что мудрец, находящийся в городе, отвечает за всё, что происходит в городе.

Отец поспешил послать сына, чтобы тот уплатил штраф ученику р. Махлуфа, р. Моше Дарихмену, управляющему ешивой Ор Тора. Юноша получил квитанцию, которую тут же хотел выкинуть. Но рав сказал: «Сохрани ее. Придёт день, и она тебе понадобится».

Во время Второй мировой войны на острове ощущался резкий недостаток в продуктах питания. Рав Махлуф послал сына и отца, о которых рассказано выше, в одну из деревень купить пшеницы и оливкового масла для Песаха. На обратной дороге их остановил патруль, потребовавший разрешение на покупку пшеницы и масла — продуктов, расход которых правительство строго нормировало. Тот, кто занимался куплей-продажей без разрешения, лишался всего имущества. Ясно, что у отца и сына не было требуемого разрешения. Тут юноша опустил руку в карман и вытащил старую квитанцию на сумму штрафа. Посмотрели на неё полицейские и сказали: «Это старое разрешение, срок действия которого давно истёк…» Вмешался отец и сказал: «Разве вы не знаете, как тяжело сейчас обновить старое разрешение!» Убедили отец и сын полицейских, и разрешили те двигаться отцу и сыну дальше. Они сразу пошли к раву — поблагодарить за то, что велел сохранить квитанцию, и сообщить, что у общины есть мука для мацы и масло для Песаха. Поняли они, что наложенный на них большой штраф спас их от штрафа намного большего сейчас, не считая полученного нравственного урока.

* * *

Всегда нужно слушать то, что говорят мудрецы поколения.

В месяце тамуз 5665 (1905) г. на имя главного сефардского рава Иерусалима рава Элишара пришла телеграмма. В ней рав Новоминска (Польша) сообщал, что в городе на основании свидетельства двух евреев обвинены в убийстве пять христиан. И если приговор будет приведён в исполнение, это приведёт к страшным погромам. Посему просит рав Новоминска, чтобы рав Элишар приказал этим двум евреям отказаться от своих свидетельских показаний и тем самым спасти общину. Тут же собрал рав Элишар срочное совещание. Собравшиеся были единодушны, что надо сделать всё возможное для спасения общины. После всех выступил рав и сказал: «По моему мнению, нас пытаются обмануть. Двое свидетельствовали о том, что видели. Был оглашен приговор суда, и власти не дадут сделать погром из-за справедливого решения суда. Если мы послужим причиной того, что свидетели откажутся от своих показаний, и выяснится, таким образом, что они лгали на суде, усмотрят в этом оскорбление суда. Тогда-то и произойдут погромы, которые никто не остановит».

Эта точка зрения была настолько самобытна, что все замолкли. После этого спросили: «А что, если всё-таки телеграмма правдива?» Рав ответил: «Пойдите к раву Шмуэлю Саланту и спросите его!» Пошли люди к раву Саланту и показали ему телеграмму. Рав выслушал и ответил: «По-моему, телеграмма фальшива… Следует ответить, что нет у нас права вмешиваться в дела суда в другой стране…».

Через две недели прибыли в Иерусалим газеты из Польши, в которых было написано: «Благодаря мудрости равов Иерусалима, провалились попытки наших врагов обмануть нас посредством лживых телеграмм, посланных будто бы от имени рава Новоминска. Мы были спасены от страшных погромов»…

«Долями равными пусть питаются, сверх выручек его от продажи отцовского имущества» (18:8)

Когда р. Хаим Мордехай Левитон прославился как большой знаток Торы, то многие богатые евреи захотели сделать рава своим «компаньоном», то есть, они предложили раву помесячное содержание: рав будет учить Тору день и ночь, и это засчитается богачам как помощь Звулуна Иссахару в Торе. «Долями равными пусть питаются» — материальная поддержка изучающим Тору засчитывается человеку, как будто он сам сидел и учил Тору.

Однажды рав Хаим проходил мимо магазина одного богатого еврея. Владелец магазина позвал рава к себе и предложил раву быть «компаньоном».

Ответил рав богачу: «Я сожалею, но у меня копейки лишней нет. Сказал хозяин магазина раву: Господин, я не прошу у Вас ничего абсолютно вложить в мой магазин. Есть у меня только одна просьба: благословите меня, чтобы я преуспел в торговле, и магазин преуспел благодаря тому, что Вы учите Тору!»

Нелегко было согласиться р. Хаиму на предложение богача. Согласился рав только тогда, когда убедился, что предложение честное и сделано от всей души. С этого дня записывал хозяин магазина всё, что было продано, и каждую неделю приходил рав в магазин, проверял расчётные документы и после этого получал причитающуюся ему долю прибыли, как и было обусловлено по договору между равом и хозяином магазина. О р. Хаиме и его компаньоне можно сказать, что они не расстались и после смерти. Богач умер вскоре после рава, они и похоронены рядом.

«Не отодвигай межи ближнего твоего, которую установили предки в наделе твоём, какой достанется тебе в Земле…» (19:14)

В синагоге рава Яакова Бардуго было принято во время праздников читать при молитвах гимны, составленные известным поэтом равом Давидом бен Хасиным. И однажды рав Яаков также составил гимн к праздникам и его прочли в первый день Песаха вместо гимна, читаемого обычно и составленного р. Давидом бен Хасиным. Во вторую ночь Песаха увидел р. Яаков во сне р. Давида бен Хасина. Тот гневался чрезвычайно. Сказал во сне р. Давид бен Хасин: «Сын мой, разве не написано: Не отодвигай межи ближнего твоего…?» Тогда проснулся р. Яаков, очень расстроенный, и на утренней молитве второго дня Песаха рассказал сон всей общине. С этого дня и далее стали читать только гимны р. Давида бен Хасина, как и было принято ранее. В конце Песаха пришёл р. Давид ещё раз во сне и благословил р. Яакова.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше