Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«И да не прилипнет к руке твоей ничего из истребляемого, дабы отвратил Г-сподь свой гнев…» (13:18)

Время первой мировой войны было временем голода и мучений. В эти дни открылась в Халебе (Арам-Цова) школа «Альянс». Руководители школы хотели внедрить анти-религиозный дух, но, зная, что члены общины люди богобоязненные, решили скрыть свои истинные намерения. Они убеждали родителей, что хотят дать детям традиционное еврейское образование и даже назначили рава, отвечающего за воспитательную работу — и выбрали для этой цели рава Шломо Заадорани.

Рав принял назначение с воодушевлением, желая обучать детей Торе и заповедям и вырастить их богобоязненными людьми. каково же было разочарование рава, когда обнаружил отрицательное отношение учителей и их открытое пренебрежение к соблюдению заповедей. Взволнованный рав Шломо пришёл к директору и рассказал ему о своём «открытии». Но директор ответил ему очень грубо: «Эта школа — не талмуд-Тора, и ваша должность — усыпить опасение родителей перед тем, как послать их сюда!»

Когда рав Шломо услышал это — то тут же уволился и назначил себе пост — чтобы не пристало к нему ничего из того, что делали в школе!

«Давать ты должен ему, и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоём и во всяком начинании руки твоей» (15:10)

Однажды пришёл в дом раби Мордехая Шараби учащийся ешивы. Увидел он, что многие люди хотят поговорить с раби, и расстроился, что придётся ждать так долго. Чтобы не терять времени, взял он книгу и погрузился в ее изучение.

Когда пришла очередь ешиботника зайти к раби, он закрыл книгу с сожалением. И здесь промелькнула у парня в мозгу мысль: ведь праведник тоже любит Тору, а вынужден оторваться от неё на долгие часы в течение дня, чтобы ответить на вопросы людей, просящих наставления и благословения. Т. е. мы, приходящие, забираем дорогие мгновения из жизни рава и мешаем его духовному возвышению!

Посему, когда зашёл в комнату раби, посчитал ученик правильным начать с извинения за то, что утруждает рава и забирает его дорогое время — ведь если бы рав не был занят приёмом, то мог бы посвятить время изучению Торы!

Ответил раби: «Успокойся, сын мой, успокойся: мир отстроится в заслугу милосердия!»

Так объясняют наши мудрецы: «Давать ты должен ему» — когда ты даёшь бедному деньги, когда ты даёшь ему самого себя: своё время, свой отдых, свои терпение и способности»…

«Каждый пусть принесёт, сколько сможет» (16:17)

Руководитель ешивы Порат Йосеф р. Эзра Атья жил в одном районе с главным равом евреев Афганистана р. Мататьей Гуржи. Р. Эзра часто рассказывал ученикам о праведности р. Мататьи. У последнего был обычай: идти пешком от Котеля до Бухарского квартала, несмотря на дальность расстояния. Спросил как-то р. Эзра р. Мататью, почему тот так перетруждается и не едет на коляске? Ответил р. Мататья коротко: «Рабейну, а не лучше ли дать бедным те деньги, которые я дал бы за коляску?»

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание