Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Каббала и этика.

Каким образом человек может приучить себя к качеству хохма (мудрость)? Будучи скрыт и весьма возвышен, Высший атрибут хохма распростерт над всеми творениями, и о ней сказано: «Сколь велики дела (рук) Твоих, Г-сподь, всех их сделал ты мудростью (хохмой)» (Теилим 104:24). Подобно этому, нужно чтобы мудрость человека находилась во всем, и он должен учить других людей мудрости, каждого – в соответствии с его возможностью восприятия, и передать им своей мудрости насколько возможно. Ничто не должно помешать ему в этом.

У сфиры хохма два аспекта: высший аспект обращается к кетеру и не смотрит вниз, а получает свыше. Второй, нижний, аспект обращается вниз, надсматривая над сфирот, на которые Хохма распространяется в своей мудрости.

Подобно этому, у человека также должно быть два аспекта: первый – уединение с Творцом, чтобы добавить мудрости и исправить ее, а второй – обучение людей той мудрости, которой Всевышний одарил его. И так же, как сфира Хохма воздействует на каждую сфиру в соответствии с ее мерой и потребностью, так нужно воздействовать на каждого человека (мудростью) в соответствии с мерой его разумения, насколько он может выдержать и насколько ему необходимо. Нельзя давать человеку больше, чем мера его разума (то есть, учить его тому, что он не в состоянии воспринять - прим.пер.), потому что это может нанести вред, - подобно тому, как Высшая сфира хохма не дает больше, чем может вместить принимающий.

Природа сфиры хохма – надзирать над всем существующим, поскольку она – мысль, которая думает обо всем, и о ней сказано (Йешайя 55:8): «Ибо Мои мысли – не ваши мысли».

Таким же образом, человек должен внимательно смотреть на то, что происходит с народом Б-га, чтобы помогать им. Нужно размышлять о том, как приблизить отдалившихся евреев, и думать о них положительно. Подобно тому, как Высший разум (сфира хохма – прим. пер.) думает о пользе всего существующего, человек должен думать о пользе своих товарищей, и советоваться с Б-гом и с его народом относительно частных и общественных вопросов.  А того, кто отошел от правильного поведения, нужно вернуть к прямому пути, и стать ему как будто разумом и мыслью, чтобы привести к хорошему и правильному поведению, подобно тому как Высшая мысль (хохма) направляет Адам Эльйон.

И еще: хохма дает жизнь всему, как написано (Коэлет 7:12): «Мудрость (хохма) дает жизнь владеющему ей». Так же и человек должен учить жизни весь мир и приводить их к жизни в этом мире и в Грядущем мире, и давать всем жизнь.

Хохма – источник и отец всего существующего, как сказано: «Сколь велики дела (рук) Твоих, Г-сподь, всех их сделал ты мудростью (хохмой)». Все получает свою жизнь и существование из этого источника.

Так же и человек должен быть как будто отцом для всех творений Всевышнего, а в основном для Израиля, ведь их святые души происходят из сфиры хохма; и он должен просить о милосердии и благословении для мира, подобно тому как Небесный Отец милосерден ко всем Своим творениям. Нужно молиться о тех, кто попал в беду, как будто бы они были его сыновьями, как будто он их сделал, ведь это – воля Творца, как сказал Верный Пастырь (Моше): « Разве я носил во чреве весь народ этот, иль родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоем, как носит пестун грудного младенца, в землю, которую Ты клятвенно обещал отцам его? » (Бамидбар, 11:32). Таким же образом, человек должен «носить весь народ Б-га», подобно тому как нянька носит младенца. Он должен «мышцей своей собирать ягнят и на груди своей носить, водить маток», «отторгнутых вспомнить, пропавшую искать, разбившуюся лечить, опухшую накормить, потерявшуюся возвращать», и проявлять милосердие к евреям, неся их ношу с радостью, подобно тому, как милосердный Высший Отец терпит всех. Качества атрибута хохма как раз и заключаются в том, чтобы не уставать, не скрываться и не пренебрегать, а вести каждого в соответствии с его потребностями, подобно милосердию отца по отношению к детям.

И еще: милосердие человека должно объять все творения Всевышнего, и не следует презирать или уничтожать их. Ведь высшая хохма распростерта над всем творением, над неодушевленными объектами, растениями, животными и людьми, и по этой причине нам запрещено пренебрежительно обращаться с пищей. Подобно тому, как Высшая мудрость (хохма) не презирает ни одно творение и все они исходят оттуда, как сказано: «Всех их сделал ты мудростью», следует и человеку относиться с милосердием по отношению ко всем созданиям Творца. И по этой причине был наказан раби Йеуда Анаси, когда не пожалел теленка, который прятался у него и сказал ему: «Иди (на бойню), ведь для этого ты был создан». (Бава Мециа 85). И пришли на него страдания, которые происходят от качества суда, ведь качество милосердия защищает он качества суда (и когда он не проявил качество милосердия, он остался без этой защиты – прим.пер.). Когда же он проявил милосердие к крысе и сказал: «написано, что милосердие Всевышнего – на всех Его творениях» ( и не позволил убивать ее) , он был избавлен от качества суда, поскольку на него распростерся свет хохмы, и ушли от него страдания.

Подобно этому, человек не должен пренебрежительно относиться ни к какому созданию, ведь все они сотворены с помощью сфиры хохма. Поэтому нельзя бессмысленно уничтожать растения или убивать животных, если это не принесет пользы, и даже когда лишает животное жизни, необходимо делать это гуманным образом, насколько это возможно.

Общий принцип таков: жалость по отношению ко всему существующему, заключающаяся в том, чтобы не причинять ему вреда, зависит от хохмы. Однако когда человек намеревается поднять их на более высокий уровень – от растительного к животному, а от животного к человеческому (например, тем что он употребляет их в пищу – прим.пер) – тогда можно вырывать растения или умерщвлять живое существо.


Никогда не отчаивайся

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Успешный, здоровый и совершенно нерелигиозный (или антирелигиозный) миллионер... Прежде, чем подражать ему, следует помнить: всё в этом мире является преходящим. Деньги могут обратиться в пыль за одно мгновение, тогда как душа вечна.

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Наши священные книги составлены очень кропотливо. Каждое слово в них было выбрано неслучайно. Первая глава книги «Поучения отцов» сообщает о непрерывной традиции передачи Торы, а также о предназначении этого мира. Всё сотворенное в нем зависит от нас самих.

Словами скрытые миры 1. Мир слова

Рав Моше Айземанн,
из цикла «Словами скрытые миры»

Из книги «Словами скрытые миры»