Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На тему недельной главы Ваэтханан

Начало главы Ваэтханан из книги Дварим. Слова Моше: «И умолял я Всевышнего: … (позволь) мне пройти и посмотреть эту прекрасную землю… Но разгневался на меня Всевышний из-за вас: … полно тебе, больше не говори Мне об этом!»

Что означают слова «полно тебе» (на иврите рав-лах)? В Торе нет ничего избыточного, каждое выражение несет информацию. «Полно тебе» звучит как выражение досады: оставь, не приставай! Что-то сродни русскому «да будет тебе». Мол, Я постановил, что не войдешь в Землю, значит так тому и быть! И не молись зря!

Но вот отрывок из Талмуда (трактат Сота 13б): «Сказал раби Леви: как он сказал “полно вам”, так и ему сказано: “полно, не говори больше об этом”

Удивительный отрывок. Удивительный даже для того, кто знает, где и при каких обстоятельствах Моше сказал «полно вам!» Сказал он так Кораху и его сообщникам, когда те восстали против него и Аарона (Бемидбар 16:7): «Полно вам, сыновья Леви!» Т.е. прекратите зря бунтовать.

Там Моше был прав, он защищался против необоснованных обвинений. Здесь он просит Всевышнего позволить войти в Святую землю. Он не бунтует (упаси, Б-же!), он умоляет. Что общего между двумя этими отрывками? И еще, из высказывания, приведенного в Талмуде, видно, что Моше судится по принципу «мера за меру» (мида кенегед мида). Но известно, что этот принцип применяется Всевышним только по аналогии: как ты поступил, так и с тобой будет поступлено. Но разве в случае с Корахом поведение Моше хоть в чем-нибудь можно назвать предосудительным?

Принцип «мера за меру» часто упоминается в Торе, в частности в рассказах про наших праотцев. Сыновья Яакова, продав Йосефа, разложили его рубашку, перепачканную в крови, перед отцом и спросили, изображая невинность (Берешит 37:32): «Акер-на — признай-ка! Твоего ли сына рубашка или нет?» Следующий эпизод — между Йеудой, сыном Яакова, инициатором продажи Йосефа, и его невесткой Тамар. Посылает она ему взятые при определенных обстоятельствах предметы и спрашивает (Берешит 38:25): «Акер-на — признай-ка эти вещи?»

В обеих историях, случившихся с Йеудой, мы видим, как он получил полной мерой за то, что сотворил с другим человеком. Расстроил отца ­был расстроен сам. Кстати, пример с Йеудой приведен в том же месте Талмуда, что и процитированный выше отрывок (трактат Сота 10б): казал раби Хама: как он сказал «признай», так и ему сказано: «признай, не твои ли это вещи?»

Но ведь у Моше совсем другой случай! Всевышний определил ему меру наказания за определенные грехи, почему же надо добавлять обидные слова — отвяжись, рав-лах?

Попытаемся найти связь между двумя эпизодами, в которых участвовал Моше. Так ли уж без греха он вел себя, защищаясь от нападок Кораха?

Причина, из-за которой Моше и Аарон лишились возможности войти в Землю, указана при описании сцены, случившейся сразу после смерти Мирьям, их сестры (Бемидбар 20:12—13): «За то, что не поверили Мне… не введете эту общину в Землю, которую Я вам дал». Большинство комментаторов (Мидраш Раба, Раши, Рамбам) считает, что ошибкой Моше было его обращение к возроптавшему народу, испугавшемуся, что поскольку после смерти Мирьям пропал чудесный колодец, сопровождавший их при переходах через пустыню, то они остались без воды. Моше сказал: «Слушайте, непокорные»аморим, бунтари.

Но и тогда, какая связь между гневными словами, брошенными

народу, и репликой, брошенной Кораху и сообщникам — «рав лахем бней-Леви, полно вам, сыновья Леви»?

Есть связь! Талмуд прав, когда в словах Моше («полно вам, сыновья Леви») усматривает некий изъян. Моше сам был из колена Леви. Сказав взбунтовавшимся собратьям «полно вам, левиты», он как бы вывел себя из своего колена. Уж если он хотел говорить высоким языком, надо было сказать: «полно НАМ, левитам (ссорится)!»

Известно, что колено Леви состояло (и состоит) из простых левитов и священников, коэнов. (Коэны — это Аарон и его прямые потомки; против них, собственно, и был направлен бунт). Если Моше вывел себя из левитов — значит причислил себя к коэнам. Но как только, будучи на верху власти, причислил себя к отряду священников — сразу же взял на себя обязанности верховного коэна. Что за обязанности? Одна из них ­особая роль при наказании человека, совершившего случайное убийство и вынужденного сидеть в одном из городов-укрытий, в своего рода изгнании. Каждый такой изгнанный не мог покинуть укрытия, пока не умирал очередной первосвященник.

Отмежевавшись от левитов — даже в одной фразе, — Моше связал свою жизнь с возвращением евреев на родину. Теперь они могли войти в Эрец Исраэль только после смерти того, кто назвал себя верховным священником. Поэтому и сказал ему Всевышний: ты говоришь: «полно вам, левиты», — а Я говорю: «полно тебе»; не войдешь в Эрец Исраэль, но изгнанники войдут!.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше