Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться.

Предыдущая глава

1. Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться. Ведь во многих случаях человек обязан выказать гнев для целей исполнения заповеди. Например, каждый человек в своем доме, учитель, рав города должны выказывать гнев, чтобы заставить других людей действовать по слову Всевышнего. Но даже для исполнения заповеди разрешено только выказывать гнев, гнев же в сердце запрещен всегда. Но ведь выказать гнев — это значит прикрикнуть на человека, обратиться к нему со словами возмущения, что является противоположностью молчания и кроткой речи. Понятно, что такое поведение возбуждает гнев. Каким же образом можно избежать в таком случае гнева в сердце? Мы приведем здесь несколько советов.

2. Главный совет — сделать для себя непреложным законом, что если вы вынуждены иногда выказать гнев, вы не должны спешить с этим, но выждать какое-то время, пока не удостоверитесь в том, что перестали горячиться. Царь Шломо сказал об этом (Коэлет 7): «Не спеши гневаться, ибо гнев гнездится у глупцов за пазухой». У глупцов гнев всегда готов вырваться наружу. Не так у мудреца; даже когда необходимо выказать гнев, мудрец не спешит и не делает это немедленно. От имени раби Ицхака из Ворки написано, что даже если человек вынужден гневаться, он должен сказать самому себе: «Я действительно должен рассердиться, но я могу еще подождать какое-то время». А раби Юда Цви из Раздила говаривал: «Когда я собираюсь гневаться, я откладываю это на потом; этот “бизнес” никуда от меня не убежит». Еще хорошо сделать для себя постоянным правилом совершать какое-нибудь другое действие, прежде чем реагировать гневно. Посредством этого действия человек отвлекается от того, что вызвало его гнев, и гнев в сердце утихает.

3. Мудрые люди производили, прежде чем рассердиться, различные действия и других учили «отсрочке» бурной реакции и «переключению» на другой предмет. К одному праведнику обратился некий еврей, который по природе был очень гневлив и постоянно сердился на своих домочадцев и других близких людей. Мудрец дал ему такой совет: «Установи для себя как закон, что всякий раз, прежде чем накричать на кого-то, набери в рот немного воды и подержи пять минут. После этого выплюни воду и можешь говорить, что хочешь!» Смысл этого предписания в том, что откладывание бурной реакции на пять минут за счет приема с водой, приведет к исчезновению гнева. Этот совет помог тому гневливцу полностью избавиться от этой дурной черты характера. Были еще праведники, которые, прежде чем выказать гнев (для целей исполнения заповеди), переодевались в особые одежды. Эти одежды они прятали в места, доступ к которым был затруднен. Еще один хороший совет: считать до 50, чтобы успокоиться.

4. А еще лучше — подождать до следующего утра, ведь за ночь гнев окончательно уляжется. Так можно объяснить то, что Моше сказал Кораху: «Утром даст Ашем знать, кто Его, и кого приблизит к Себе!» (Бемидбар 16). Моше увидел, что Корах гневается, и поэтому решил затянуть дело до утра, чтобы тот остыл и сделался способным к примирению. Почему же это не помогло? Корах не спал всю эту ночь, раздувая пламя раздора. Всю ночь он ходил по стану Израиля и подбивал их на выступление против Моше. Отсюда хороший совет для того, кто стал объектом чужого гнева и желает умиротворить рассерженного товарища, чтобы тот не причинил ему зла или оказал какую-то услугу: уклониться от встречи до завтра.

5. Хорошо также постановить для себя никогда не сердиться, прежде чем не сделаете три следующие вещи: а)поучите книги по мусару (еврейской этике); б)спокойно поразмышляете о том, чисты ли ваши намерения и нельзя ли воздействовать на товарища по-хорошему, не прибегая к гневу; в)помолитесь Всевышнему, чтобы Тот спас вас от гнева в сердце.

6. В святой книге Шней лухот абрит приведено следующее средство удаление гнева: взяться за край одежды, в которой есть цицит (кисти), поскольку численное значение слова канаф (край) равно численному значению слова каас (гнев). Кроме того, в гневающегося вселяется чужеродная сила (кэль зар), (т.е. он предельно отдаляется от Всевышнего), а цицит, напротив, привлекают к нему Шехину.

7. В книге Ор аэмэт святого Магида из Межерича написано, что когда человек сердится «во имя Небес», он должен думать, что сердится на бездуховные оболочки (клипот) в том, на кого он гневается, подстрекающие его ко злу, и что своим гневом он подчинит их святости.

8. Тот, кто выказывает гнев грешникам, должен говорить взвешенно и не приклеивать к ним позорящие оскорбительные ярлыки. Пусть назиданием нам служит пример Моше, который разгневался на людей колен Реувена и Гада и резко отозвался о них, в результате чего его внук сделался рабом у идола Михи. И это несмотря на то, что намерения Моше были лишены всякой корысти (Сэфер хасидим 137).

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»