Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава
Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться.

Предыдущая глава

1. Хотя в предыдущей главе мы написали, что молчание и тихая речь — это основные способы избежать гнева, не всегда этими советами можно воспользоваться. Ведь во многих случаях человек обязан выказать гнев для целей исполнения заповеди. Например, каждый человек в своем доме, учитель, рав города должны выказывать гнев, чтобы заставить других людей действовать по слову Всевышнего. Но даже для исполнения заповеди разрешено только выказывать гнев, гнев же в сердце запрещен всегда. Но ведь выказать гнев — это значит прикрикнуть на человека, обратиться к нему со словами возмущения, что является противоположностью молчания и кроткой речи. Понятно, что такое поведение возбуждает гнев. Каким же образом можно избежать в таком случае гнева в сердце? Мы приведем здесь несколько советов.

2. Главный совет — сделать для себя непреложным законом, что если вы вынуждены иногда выказать гнев, вы не должны спешить с этим, но выждать какое-то время, пока не удостоверитесь в том, что перестали горячиться. Царь Шломо сказал об этом (Коэлет 7): «Не спеши гневаться, ибо гнев гнездится у глупцов за пазухой». У глупцов гнев всегда готов вырваться наружу. Не так у мудреца; даже когда необходимо выказать гнев, мудрец не спешит и не делает это немедленно. От имени раби Ицхака из Ворки написано, что даже если человек вынужден гневаться, он должен сказать самому себе: «Я действительно должен рассердиться, но я могу еще подождать какое-то время». А раби Юда Цви из Раздила говаривал: «Когда я собираюсь гневаться, я откладываю это на потом; этот “бизнес” никуда от меня не убежит». Еще хорошо сделать для себя постоянным правилом совершать какое-нибудь другое действие, прежде чем реагировать гневно. Посредством этого действия человек отвлекается от того, что вызвало его гнев, и гнев в сердце утихает.

3. Мудрые люди производили, прежде чем рассердиться, различные действия и других учили «отсрочке» бурной реакции и «переключению» на другой предмет. К одному праведнику обратился некий еврей, который по природе был очень гневлив и постоянно сердился на своих домочадцев и других близких людей. Мудрец дал ему такой совет: «Установи для себя как закон, что всякий раз, прежде чем накричать на кого-то, набери в рот немного воды и подержи пять минут. После этого выплюни воду и можешь говорить, что хочешь!» Смысл этого предписания в том, что откладывание бурной реакции на пять минут за счет приема с водой, приведет к исчезновению гнева. Этот совет помог тому гневливцу полностью избавиться от этой дурной черты характера. Были еще праведники, которые, прежде чем выказать гнев (для целей исполнения заповеди), переодевались в особые одежды. Эти одежды они прятали в места, доступ к которым был затруднен. Еще один хороший совет: считать до 50, чтобы успокоиться.

4. А еще лучше — подождать до следующего утра, ведь за ночь гнев окончательно уляжется. Так можно объяснить то, что Моше сказал Кораху: «Утром даст Ашем знать, кто Его, и кого приблизит к Себе!» (Бемидбар 16). Моше увидел, что Корах гневается, и поэтому решил затянуть дело до утра, чтобы тот остыл и сделался способным к примирению. Почему же это не помогло? Корах не спал всю эту ночь, раздувая пламя раздора. Всю ночь он ходил по стану Израиля и подбивал их на выступление против Моше. Отсюда хороший совет для того, кто стал объектом чужого гнева и желает умиротворить рассерженного товарища, чтобы тот не причинил ему зла или оказал какую-то услугу: уклониться от встречи до завтра.

5. Хорошо также постановить для себя никогда не сердиться, прежде чем не сделаете три следующие вещи: а)поучите книги по мусару (еврейской этике); б)спокойно поразмышляете о том, чисты ли ваши намерения и нельзя ли воздействовать на товарища по-хорошему, не прибегая к гневу; в)помолитесь Всевышнему, чтобы Тот спас вас от гнева в сердце.

6. В святой книге Шней лухот абрит приведено следующее средство удаление гнева: взяться за край одежды, в которой есть цицит (кисти), поскольку численное значение слова канаф (край) равно численному значению слова каас (гнев). Кроме того, в гневающегося вселяется чужеродная сила (кэль зар), (т.е. он предельно отдаляется от Всевышнего), а цицит, напротив, привлекают к нему Шехину.

7. В книге Ор аэмэт святого Магида из Межерича написано, что когда человек сердится «во имя Небес», он должен думать, что сердится на бездуховные оболочки (клипот) в том, на кого он гневается, подстрекающие его ко злу, и что своим гневом он подчинит их святости.

8. Тот, кто выказывает гнев грешникам, должен говорить взвешенно и не приклеивать к ним позорящие оскорбительные ярлыки. Пусть назиданием нам служит пример Моше, который разгневался на людей колен Реувена и Гада и резко отозвался о них, в результате чего его внук сделался рабом у идола Михи. И это несмотря на то, что намерения Моше были лишены всякой корысти (Сэфер хасидим 137).

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.