Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Запреты 9 ава. Изучение Торы

Изучение Торы радует сердце

  1. Изучение Торы радует сердце, как сказано פקודי ה" ישרים משמחי לב (תהלים י"ט: ט). Поэтому 9 ава запрещено изучать Тору — за исключением тех разделов и вопросов, которые относятся к 9 ава и к трауру (см. 5) (ס" תקנ"ד ס"א וע" ערה"ש ס"ג בביאור הענין).

Размышления о Торе и записывание

  1. Не только изучение Торы вслух запрещено 9 ава, но также и мысленное изучение и запись חידושי תורה, поскольку это доставляет человеку удовольствие (ס" תקנ"ד ס"ג ומ"ב ס"ק ה" וע" שע"ת וערה"ש ס"ס תקנ"ד. ומשכ" במ"ב שם וס"ק ד" שאף בדברים הרעים ילמוד בלא פלפול, ע" ערה"ש ס"ד). Разрешено, однако, делать краткие заметки, чтобы потом не забыть (דע"ת ס"ס תקנ"ד).

Обучение детей

  1. 9 ава запрещено обычное обучение детей Торе (ס" תקנ"ד ס"א). Хотя, возможно, они и не получают от изучения Торы удовольствия, учитель такое удовольствие получает (ב"ה שם ד"ה בטלים). Большинство алахических авторитетов считают, что разрешено учить детей только тому, что позволено изучать самому (מ"ב ס"ק ב", קש"ע קכ"ד: ה).

Постановления раввина, динТора

  1. Раввин может выносить постановления только по тем вопросам, которые относятся к 9 ава (ע" מ"ב ס"ק ה"). Следовательно, 9 ава нельзя проводить дин Тора (שם). Однако, большинство алахических авторитетов считают, что когда проведение дин Тора очень важно (например, речь идет о непрекращающемся убытке в день 9 ава или один из участников уезжает 9 ава), то это разрешено, предпочтительно после полудня (מ"ב שם ערה"ש ס"ה).

Что можно изучать

  1. 9 ава можно изучать следующее:

а. Книгу Йова и комментарии на нее (ס" תקנ"ד ס"א, ב).

б. Те разделы из книги Ирмеяу или других пророков, которые говорят о несчастьях и разрушениях. Разделы, говорящие о трагедиях и разрушениях, постигших другие народы, запрещены к изучению (שם ס"א ומ"ב ס"ק ב").

в. Книгу Эйха, мидраш на Эйха и комментарии на нее (ע" שם ס"ב). Кинот (כך כראה).

г. Третью главу из Моэд Катан (פ" אלו מגלחין), занимающийся вопросами траура и херема (שם ס"ב).

д. История разрушения Храма в Гитин (נ"ו-נ"ח)( מ"ב ס"ק ג").

е. История разрушения Храма в Санхедрин (ק"ד)(מ"ב שם).

ж. История разрушения Храма в описании Иосифа Флавия (מ"ב שם).

з. Иерусалимский Талмуд, конец Таанит (קש"ע קכ"ד: ה).

и. Законы 9 ава в Шулхан арухе и комментариях на него (כך נראה).

к. Законы траура в Шулхан арухе и комментариях на него (כך נראה).

л. Тот, кто будет читать Тору, может готовиться к чтению как утреннего раздела (כי תוליד בנים), так и раздела для минхи (ויחל)( מ"ב ס"ק ח" בפי" הרמ"א ס"ד וע" שעה"צ ס"ק י"א).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.