Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Стирка и смена одежды в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»

Введение

  1. Скорбящий в течение 30 дней не может чистить или стирать свою одежду, а также надевать свежевыстиранную одежду (ע» יו"ד ס» שפ"ט ס"א וש"ך ס"ק ב» וש"פ). Подобно этому, есть обычай не чистить, не стирать одежду и не носить свежевыстиранной одежды в течение всех «Девяти дней» (ס» תקנ"א ס"ג, וע» כה"ח אות ק"ע דנדמה שבוע שחל ט"ב בתוכה לדין אבל תוך ל» וברמ"א שם כ» «ואנו נוהגין להחמיר בכל זה מתחלת ר"ח.» וטעם איסור כיבוס כ» המ"ב ס"ק כ"א «דנראה כמסיח דעתו מהאבילות» ).

Стирка одежды для использования ее после 9 ава

  1. Чистка одежды в течение «Девяти дней» запрещена, даже если человек собирается использовать ее лишь после 9 ава (ס» תקנ"א ס"ג). Запрещено даже отдавать одежду в чистку или стирку нееврею (רמ"א שם). Однако можно отдать одежду нееврею до рош ходеш ав, даже если чистка или стирка будут проводиться в неделю, на которую выпадает 9 ава (רמ"א שם ומ"ב ס"ק ל"ה).

Еврей, стирающий одежду для неевреев

  1. Еврей может чистить или стирать одежду нееврея во время «Девяти дней», но следует воздержаться от публичной стирки одежды нееврея в течение той недели, на которую приходится 9 ава (ס» תקנ"א ס"ה ומ"ב ס"ק מ"ב כ» הטעם מפני מראית העין. ע» מ"ב ס"ק מ"ג ושעה"צ ס"ק מ"ד מ"ה).

Если еврей, прекратив стирать одежды неевреев публично, не сможет заработать себе достаточной суммы на пропитание, то такая деятельность разрешена (ע» מ"ב ושעה"צ ס"ק מ"ד).

Единственная одежда

  1. Если у человека есть одна лишь одежда, и она нуждается в чистке или стирке, или если у него есть много вещей, но все они грязные, то разрешено почистить одежду до субботы перед 9 ава, однако стирка запрещена в неделю, на которую приходится 9 ава (מ"ב ס"ק כ"ט).

Постельное белье, носовые платки, скатерти, полотенца

  1. Этот запрет включает в себя не только одежду, но даже и постельное белье, носовые платки, скатерти и полотенца (ס» תקנ"א ס"ג).

Стирка детской одежды

  1. Стирка детских подгузников и одежды разрешена даже в неделю, на которую приходится 9 ава (ס» תקנ"א ס» י"ד). Этот закон относится даже к детям, которые не носят подгузников, но постоянно пачкают свою одежду всякой грязью, землей и т.п. (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל וע» כה"ח אות קע"ט) Стирка такой одежды не должна, однако, производиться публично (מ"ב ס"ק פ"ג).

Стирка для заповеди

  1. Стирка одежды ради заповеди разрешена даже в течение той недели, на которую выпадает 9 ава (רמ"א ס» תקנ"א ס"ג ומ"ב ס"ק ל"). Следовательно, женщина, от которой требуется носить белое белье в течение семи чистых дней, может постирать для этой цели свою одежду и простыни (שם). Однако 9 ава, если она обнаруживает, что у нее нет чистых белых вещей, ей запрещено стирать одежду; она должна вместо этого надеть чистую (то есть без пятен) цветную одежду (ע» רמ"א שם ומ"ב ס"ק ל"א וע» באה"ט ס"ק י"ד).

Ношение свежевыстиранной одежды

  1. Также запрещено носить в течение «Девяти дней»свежевыстиранную или почищенную одежду (ס» תקנ"א ס"ג). В этот запрет включена вся одежда, белая или цветная, которая не носилась таким образом, что впитала пот (ע» שם וע» ערה"ש יו"ד ס» שפ"ט ס"ז ודוק). Однако, нижнее белье, носки и пижама, которые носятся непосредственно на теле, могут быть сменены в течение «Девяти дней», если они вызывают раздражение и неудобство (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

По этой причине рекомендуется провести подготовку до наступления «Девяти дней», нося костюмы, брюки, рубашки, юбки, блузки, свитера, пиджаки, пальто и т.п. Если они были в употреблении хотя бы небольшое время перед «Девятью днями», то их можно носить и в течение «Девяти дней» (ע» יו"ד ס» שפ"ט ס"א וש"ך ס"ק ד» ודוק).

Смена постельного белья

  1. Запрещено не только переодеваться в свежевыстиранную одежду, но и менять постельное белье во время «Девяти дней» (ס» תקנ"א ס"ג). Нельзя даже менять скатерти и полотенца в течение «Девяти дней», за исключением смены в честь субботы (קש"ע קכ"ב: ט) или в случае, когда они загрязнены (כך נראה, דלא גרע מחלוק אחד).

Смена одежды на субботу

  1. Некоторые алахические авторитеты придерживаются мнения, что запрет смены одежды относится также и к субботе (ע» רמ"א ס» תקנ"א ס"א). В соответствии с этим мнением, хотя человек и может носить субботние одежды, которые после стирки или чистки уже носились раньше, ему нельзя переодеваться ни в какое свежевыстиранное одеяние за исключением тех, которые носятся для впитывания пота, как то нижнее белье и носки (ע» מ"ב ס"ק ו» ומש"כ רמ"א ס"א כ"א הכתונת לבד במ"ב כ» שם שאינו לובש אלא מפני הזיעה ואין זה נוגע לכתונת העליון שלנו. וע» שעה"צ ס"ק מ"ו כשחל ר"ח ביום ו» או בשבת).

В наши дни большинство поступает в соответствии с обычаем Виленского Гаона, позволяющим переодеваться в субботние одежды, даже если 9 ава выпадает на субботу (ע» גר"א ס» תקנ"א ס"ק ג» ומ"ב ס"ק ו» מר"י עמדין, וע» ערה"ש ס» י"א וש"פ). Это разрешено, даже если одежда является свежевыстиранной или почищенной (מ"ב ס"ק ל"ה). Новая одежда, однако, запрещена даже в субботу (מ"ב ס"ק מ"ה). Хотя разрешено менять скатерти на субботу, смена постельного белья запрещена (מ"ב ס"ק ל"ג).

Поскольку в соответствии с этим обычаем в субботу разрешено менять одежду, если человек забыл приготовить достаточное количество одежды перед наступлением «Девяти дней» (см. 8) (например, рубашек), то он может сменить рубашку в пятницу вечером, а затем в субботу утром сменить ее на другую. Обе эти рубашки потом можно будет носить в будние дни. Кратковременное (см. 8) ношение одежды в субботу специально с целью сделать возможным ее ношение в будние дни, запрещено, поскольку это будет «приготовление с субботы на будни» (כך נראה). Следовательно, разрешение относится лишь к одежде, пригодной к ношению в субботу (כך נראה).

Если одежда загрязнилась

  1. Если человек приготовил свою одежду до наступления «Девяти дней» (см. 8), а затем она стала грязной или покрытой пятнами, и ношение такой одежды может причинить ему страдания или возможный финансовый убыток, следует проконсультироваться с раввином (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל שמי שנתלכלכו כתונותיו שהכין וצריך ללכת לעבודתו מותר ללבוש המכובסים אם מוכרח).

Смена одежды ради проведения обрезания

  1. Когда обрезание проводится во время «Девяти дней», моэль, сандак и родители младенца могут переодеться в свежую одежду и даже надеть субботние одежды (ס» תקנ"א ס"א ומ"ב ס"ק ג"). Хотя женщина, которая вносит младенца на обрезание, и может переодеться, кватер этого сделать не может (שם וקש"ע קכ"ב ט"ו).

Производство и починка одежды

Ношение новой одежды

  1. Мы выяснили (см. Часть II А 4), что есть обычай воздерживаться от произнесения благословения שהחיינו на новую одежду в течение бейн амецарим.

В течение «Девяти дней» нельзя носить новую одежду, даже такую, на которую не произносится благословение שהחיינו (ס» תקנ"א ס"ו ומ"ב ס"ק מ"ה). Следовательно, нельзя надевать даже новые рубашки, обувь, носки, нижнее белье и т.п. (ע» שם) Также, если одежда была куплена до наступления «Девяти дней» и благословение было произнесено в момент покупки, но одежду еще не носили, запрещено надевать ее в первый раз во время «Девяти дней» (שם).

Покупка и производство одежды

  1. Точно так же запрещено покупать или производить новую одежду или обувь во время «Девяти дней», даже если они понадобятся лишь после 9 ава (ס» תקנ"א ס"ז ומ"ב ס"ק מ"ט וע» ס"ק מ"ח). Однако, в случае крайней необходимости (например, для свадьбы), это разрешено (מ"ב ס"ק מ"ו). Если человек забыл купить кроссовки или резиновую обувь для ношения 9 ава, то это позволительно (אג"מ או"ח ח"ג ס"פ ד"ה ואם וע» כה"ח אות צ"ז).

Производство одежды для других

  1. Хотя не следует позволять еврею производить новую одежду или обувь для другого еврея во время «Девяти дней» даже бесплатно (רמ"א שם), исключение составляет тот, кто вынужден это делать ради пропитания (ע» מ"ב ס"ק נ"): согласно обычаю это позволительно (ע» מ"א שם). В течение недели, на которую приходится 9 ава, предпочтительно этого избегать, за исключением случая, когда известно, что работа делается для нееврея ( ע» רמ"א שם מ"ב ס"ק נ"ב וב"ה ד"ה ונהגו).

Ткание, вязание, вышивка

  1. Женщины, которые соблюдают обычай не натягивать нити на ткацкий станок и не ткать в течение «Девяти дней», должны вести себя подобным образом (ס» תקנ"א ס"ח). Основание этого обычая в том, что натягивание нитей назвается שתי. Воздерживаясь от подобной деятельности, вспоминают о אבן השתיה (краеугольном камне мироздания), который мы потеряли вследствие разрушения Храма (מ"ב ס"ק נ"ד).

Мы узнали (см. 2), что во время «Девяти дней» запрещено производить одежду. Соответственно, запрещено также вязать и вышивать, даже если работа будет завершена лишь после «Девяти дней» (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

Починка одежды

  1. Эти законы относятся лишь к производству новой одежды. Починка рваной одежды или обуви, однако, разрешена (כה"ח אות ק"ז וע» אג"מ או"ח ח"ג ס» ע"ט). Также разрешено ставить на одежду заплаты, причем даже в ту неделю, на которую приходится 9 ава (שם).

Полирование обуви

  1. Полирование обуви, то есть нанесение жидкого или воскообразного полирующего состава на обувь, которая утратила свой цвет, во время «Девяти дней» разрешено (ע» אג"מ שם ס"ס פ"). Чистка обуви до блеска — спорный вопрос (שם). Однако для тех, кто ведет себя в соответствии с обычаем Виленского Гаона и позволяет смену одежды на субботу, нанесение блеска на обувь перед субботой также позволительно (שם).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава

Читайте обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.