Из цикла «Законы трех недель», темы: Трапеза, 9 Ава, Пост, Траур по Храму
Законы кануна 9 ава
А. Общие законы
Не говорят таханун
Изучение Торы
Некоторые алахические авторитеты утверждают, что в канун 9 ава принято изучать только те разделы и вопросы в Торе, которые разрешены в сам день 9 ава (רמ"א ס» תקנ"ג ס"ב) (см. Часть V Е 5).
Многие алахические авторитеты считают, что, хотя в сам день 9 ава человек ограничен в том, что можно учить, в канун 9 ава, однако, он может изучать все разделы и вопросы в Торе. Так многие авторитеты вели себя себя сами, даже когда канун 9 ава выпадал на будний день, а тем более — на субботу (см. В 5) (מ"ב שם ס"ק ח» ובב"ה ד"ה ולכן בשם מהרש"ל וגר"א מאמר מרדכי וחיי"א ובערה"ש ס"ס תקנ"ג וכ» בב"ה שם «וכן אני נוהג גם בחול").
Совершенно очевидно, что не следует вместо учебы отправляться отдохнуть на прогулку или проводить время еще каким-нибудь образом, отдыхая и развлекаясь (ע» רמ"א ס"ס תקנ"ג).
Обрезание, выкуп первенца
Пост в канун 9 ава
Б. «Разделяющая трапеза»
Что такое «разделяющая трапеза»?
До «разделяющей трапезы» можно устроить обыкновенную трапезу (שם). Многие алахические авторитеты считают, что таков обычай — есть перед минхой обычную трапезу, а после минхи — «разделяющую» (רמ"א שם וע» שעה"צ ס"ק ט"ז ונראה דהמתפלל מנחה ואח"כ אוכל סעודה קבועה ומברך בהמ"ז ומשנה מקומו מבית לבית ואוכל סעודה המפסקת שפיר דמי דלא גרע ממפסיק איזה שהות דמהני שלא יהי» בכלל ברכה שאינה צריכה, ע» ס» תמ"ד מ"ב ס"ק ח").
Хотя некоторые полагают, что не подобает обильно есть перед «разделяющей трапезой», большинство авторитетов оправдывают подобный обычай, поскольку целью этой нормальной трапезы является предотвращение вреда, который может быть нанесен постом (ע» מ"ב ס"ק כ"ב). Однако во время этой трапезы не стоит наедаться окончательно, чтобы оставить немного места и для «разделяющей трапезы» (שם).
Как едят эту трапезу?
Цель и запреты «разделяющей трапезы»
Из чего состоит «разделяющая трапеза»?
Не читать биркат амазон в зимуне
Сидение на стульях и скамьях
Еда или питье после «разделяющей трапезы»
Если он не решил это для себя определенно, но просто подумал, что он больше не будет есть, то это не представляет собой принятие поста (כך נראה). Предпочтительно сказать вслух или даже мысленно самому себе, что он не принимает пост вплоть до захода солнца (מ"ב שם).
Когда 9 ава приходится на субботу или воскресенье, эта предосторожность не требуется, поскольку испытывать лишения в субботу запрещено, и мы полагаем, что он, вероятно, не имел намерения принимать пост раньше, чем это требуется (שעה"צ ס"ק ז").
Когда 9 ава совпадает с субботой
После «разделяющей трапезы»
Когда 9 ава выпадает на субботу, и пост переносится на исход субботы, молящиеся должны дождаться окончания ברכו и снять обувь, ש״ץ должен сказать ברוך המבדיל בין קדש לחול , снять обувь, а затем сказать ברכו (ס» תקנ"ג ס"ב ומ"ב ס"ק ז").
Если обстоятельства таковы, что после ברכו пройдет много времени до того момента, как все снимут обувь, и это вызовет продолжительный הפסק (как, например, если дело происходит в летнем лагере), то им следует сказать ברוך המבדיל וגו", снять обувь, затем начинать ברכו и молиться маарив (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Совершенно понятно, что все это должно происходить уже после того, как суббота закончилась (פשוט). Снимая обувь, следует проявить осторожность и не дотрагиваться до нее рукой, поскольку тогда будет необходимо помыть руки (מ"ב ס"ק ו"). Если дотронулись до обуви, но возможности вымыть руки нет, то можно потереть их об стену и т.п. (ע» מ"ב שם ושעה"צ ס"ק ט"ו).
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»