Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Законы кануна 9 ава

А. Общие законы

Не говорят таханун

  1. Канун 9 ава обладает некоторыми из характеристик самого 9 ава. Поскольку 9 ава назван моэд, то есть праздником, особым днем, как сказано (איכה א: ט"ו) קרא עלי מועד , 9 ава не говорят таханун, не говорят его и в минху в канун 9 ава (ס» תקנ"ב ס» י"ב וס» תקנ"ט ס"ד). Когда 9 ава выпадает на субботу или на воскресенье, в субботу не говорятצדקתך צדק (ס» תקנ"ב שם וס» תקנ"ט ס"א).

Изучение Торы

  1. Мы увидим далее (см. Часть V Е 1), что изучение Торы радует сердце (ס» תקנ"ד ס"א). Поэтому 9 ава разрешено изучать только те разделы и вопросы в Торе, которые связаны с 9 ава или с трауром (שם) (см. Часть V Е 5).

Некоторые алахические авторитеты утверждают, что в канун 9 ава принято изучать только те разделы и вопросы в Торе, которые разрешены в сам день 9 ава (רמ"א ס» תקנ"ג ס"ב) (см. Часть V Е 5).

Многие алахические авторитеты считают, что, хотя в сам день 9 ава человек ограничен в том, что можно учить, в канун 9 ава, однако, он может изучать все разделы и вопросы в Торе. Так многие авторитеты вели себя себя сами, даже когда канун 9 ава выпадал на будний день, а тем более — на субботу (см. В 5) (מ"ב שם ס"ק ח» ובב"ה ד"ה ולכן בשם מהרש"ל וגר"א מאמר מרדכי וחיי"א ובערה"ש ס"ס תקנ"ג וכ» בב"ה שם «וכן אני נוהג גם בחול").

Совершенно очевидно, что не следует вместо учебы отправляться отдохнуть на прогулку или проводить время еще каким-нибудь образом, отдыхая и развлекаясь (ע» רמ"א ס"ס תקנ"ג).

Обрезание, выкуп первенца

  1. Когда в канун 9 ава проводится обрезание или выкуп первенца, если подается мясо, то трапеза должна быть устроена до полудня (ע» רמ"א ס» תקנ"א ס"י ומ"ב ס"ק ע"ח וע» שעה"צ ס"ק פ"ט קש"ע קכ"ג: א ומסגה"ש ס"ק א").

Пост в канун 9 ава

  1. Если человек постится по понедельникам и четвергам, и канун 9 ава выпадает на понедельник, или у него есть йорцайт в канун 9 ава (многие постятся в йорцайт), или если он хочет поститься из-за дурного сна, следует проконсультироваться с раввином относительно того, как избежать необходимости поститься два дня подряд (ע» ס» תקנ"ב ס» י"א וקש"ע קכ"ג: ד).

Б. «Разделяющая трапеза»

Что такое «разделяющая трапеза»?

  1. Последняя трапеза перед 9 ава называется «разделяющей трапезой» (сеуда мафсекет) и должна отвечать особым требованиям. Чтобы трапеза считалась «разделяющей трапезой», она должна быть устроена пополудни, и человек должен намереваться ничего после нее уже не есть ( ע» ס» תקנ"ב ס"ט).

До «разделяющей трапезы» можно устроить обыкновенную трапезу (שם). Многие алахические авторитеты считают, что таков обычай — есть перед минхой обычную трапезу, а после минхи — «разделяющую» (רמ"א שם וע» שעה"צ ס"ק ט"ז ונראה דהמתפלל מנחה ואח"כ אוכל סעודה קבועה ומברך בהמ"ז ומשנה מקומו מבית לבית ואוכל סעודה המפסקת שפיר דמי דלא גרע ממפסיק איזה שהות דמהני שלא יהי» בכלל ברכה שאינה צריכה, ע» ס» תמ"ד מ"ב ס"ק ח").

Хотя некоторые полагают, что не подобает обильно есть перед «разделяющей трапезой», большинство авторитетов оправдывают подобный обычай, поскольку целью этой нормальной трапезы является предотвращение вреда, который может быть нанесен постом (ע» מ"ב ס"ק כ"ב). Однако во время этой трапезы не стоит наедаться окончательно, чтобы оставить немного места и для «разделяющей трапезы» (שם).

Как едят эту трапезу?

  1. «Разделяющую трапезу», согласно обычаю, едят, сидя на полу (ס» תקנ"ב ס"ז וע» שע"ת ח» ומ"ב ס"ק י"ז). Однако, если человек слаб, то он может сидеть на подушке (מ"ב שם). Нет необходимости снимать обувь перед «разделяющей трапезой», поскольку траур начинается только лишь вечером (רמ"א שם ומ"ב ס"ק י"ח).

Цель и запреты «разделяющей трапезы»

  1. Цель «разделяющей трапезы» — ощутить печаль и скорбь по разрушенному Храму (ע» מ"ב ס» תקנ"ב ס"ק א"). Поэтому, хотя принято не употреблять мясо и вино в течение всех «Девяти дней», закон запрещает есть мясо и пить вино во время «разделяющей трапезы» (ע» ס» תקנ"ב ס"א). Кроме того, разрешается есть только один вид вареной пищи, чтобы было ясно, что трапеза устраивается ни для почета, ни для удовольствия (שם וע» מ"ב ס"ק י"א, י"ז). Нельзя пить пиво или иные опьяняющие напитки (מ"ב ס"ק ד» וע» שעה"צ ס"ק א"). Употребление чая и кофе — вопрос спорный (ע» שע"ת ריש ס» תקנ"ב וערה"ש שם ס"ט).

Из чего состоит «разделяющая трапеза»?

  1. По обычаю «разделяющая трапеза» состоит только из хлеба, холодного сваренного вкрутую яйца и воды (רמ"א ס» תקנ"ב ס"ה, ובאה"ט ס"ק ז» ומ"ב ס"ק י"ג). Хлеб следует обмакнуть в пепел и съесть; следует сказать זהו סעודת תשעה באב(«Это трапеза 9 ава») (רמ"א שם ס"ו ומ"ב ס"ק ט"ז מירושלמי בשם רב).

Не читать биркат амазон в зимуне

  1. Следует избегать ситуации, когда трое людей едят «разделяющую трапезу» вместе, чтобы не надо было читать биркат амазон как מזומן (ס» תקנ"ב ס"ח). Даже если они ели вместе, биркат амазон не должен читаться как מזומן (מ"ב ס"ק י"ט).

Сидение на стульях и скамьях

  1. Поскольку траур начинается только вечером, можно сидеть на стульях или скамьях до захода солнца (даже после «разделяющей трапезы») (מ"ב ס"ק י"ח).

Еда или питье после «разделяющей трапезы»

  1. Хотя человек и завершил уже «разделяющую трапезу», он может есть или пить до захода солнца, если только он определенно не решил больше ничего уже не есть или не сказал, что он принимает пост (ס» תקנ"ג ס"א ומ"ב ס"ק א"). Даже если он и не сказал этого вслух, но твердо решил в уме, что он принимает пост, многие алахические авторитеты полагают, что это считается принятием поста (מ"ב ס"ק ב» מב"ח וגר"א). Следовательно, к нему применяются все запреты 9 ава (см. Часть V), за исключением запрета ношения обуви (מ"ב שם).

Если он не решил это для себя определенно, но просто подумал, что он больше не будет есть, то это не представляет собой принятие поста (כך נראה). Предпочтительно сказать вслух или даже мысленно самому себе, что он не принимает пост вплоть до захода солнца (מ"ב שם).

Когда 9 ава приходится на субботу или воскресенье, эта предосторожность не требуется, поскольку испытывать лишения в субботу запрещено, и мы полагаем, что он, вероятно, не имел намерения принимать пост раньше, чем это требуется (שעה"צ ס"ק ז").

Когда 9 ава совпадает с субботой

  1. Когда 9 ава выпадает на субботу или на воскресенье, последняя трапеза (то есть третья субботняя трапеза) не имеет ограничений, свойственных «разделяющей трапезе» (ס» תקנ"ב ס"י). Можно есть мясо и пить вино, трапеза может состоять из многих вареных блюд (שם). Можно читать биркат амазон в зимуне (מ"ב ס"ק כ"ג). Однако, в отличие от прочих суббот, следует прекратить есть перед заходом солнца (רמ"א ומ"ב ס"ק כ"ד).

После «разделяющей трапезы»

  1. Мы увидим (см. Часть V Д 1), что 9 ава запрещено носить обувь. Когда 9 ава выпадает на будний день, обувь снимается перед заходом солнца. Если молятся маарив до заката, то обувь снимается перед ברכו (ס» תקנ"ג ס"ב ומ"ב ס"ק ה").

Когда 9 ава выпадает на субботу, и пост переносится на исход субботы, молящиеся должны дождаться окончания ברכו и снять обувь, ש״ץ должен сказать ברוך המבדיל בין קדש לחול , снять обувь, а затем сказать ברכו (ס» תקנ"ג ס"ב ומ"ב ס"ק ז").

Если обстоятельства таковы, что после ברכו пройдет много времени до того момента, как все снимут обувь, и это вызовет продолжительный הפסק (как, например, если дело происходит в летнем лагере), то им следует сказать ברוך המבדיל וגו", снять обувь, затем начинать ברכו и молиться маарив (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל). Совершенно понятно, что все это должно происходить уже после того, как суббота закончилась (פשוט). Снимая обувь, следует проявить осторожность и не дотрагиваться до нее рукой, поскольку тогда будет необходимо помыть руки (מ"ב ס"ק ו"). Если дотронулись до обуви, но возможности вымыть руки нет, то можно потереть их об стену и т.п. (ע» מ"ב שם ושעה"צ ס"ק ט"ו).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше