Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Употребление мяса и вина в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»

Причина обычая

  1. Во время «Девяти дней» (во второй половине трех недель траура «Бейн аМецарим») принято воздерживаться от употребления мяса и вина (ס" תקנ"א ס"ט ומ"ב ס"ק נ"ח). Причина обычая в том, что человек испытывает радость, употребляя в пищу мясо и вино (פוסקים). Кроме того, это должно напомнить нам о приношениях мяса и вина, которые прекратились из-за разрушения Храма (ערה"ש ס" תקנ"א ס" כ"ג).

Когда это разрешено?

  1. Употребление мяса и вина разрешено в субботу или на трапезу, связанную с заповедью (сеудат мицва) (מ"ב ס"ק נ"ט ורמ"א ס"י). Следовательно, мясо и вино дозволены на трапезе, связанной с обрезанием, выкупом первенца или на сиюме (רמ"א שם). Законы сиюма обсуждаются ниже (см. 6—12).

Вино для биркат амазон и авдалы

  1. При чтении биркат амазон в течение «Девяти дней» не используют бокал с вином, за исключением субботы и связанной с заповедью трапезы (רמ"א שם ומ"ב ס"ק נ"ט). Начав субботу еще в пятницу днем, можно употреблять мясо и вино и до захода солнца (כך נראה). Точно так же, если третья субботняя трапеза затянулась до наступления ночи, мясо и вино разрешены, пока человек не помолился маарив (מ"ב ס"ק נ"ו).

Что касается авдалы, то хотя есть алахические авторитеты, разрешающие пить вино (מחבר ס" תקנ"א ס"י), у некоторых есть обычай использовать вино и давать его выпить ребенку (רמ"א שם, ודוקא בהגיע לחינוך ואינו יודע להתאבל על ירושלים ע" מ"ב ס"ק ע" ערה"ש ס" כ"ו, ומותר לשתות שכר כרמ"א ס" י"א). По этому обычаю, если нет ребенка, то вино может быть выпито взрослым (רמ"א שם). Есть также обычай использовать для авдалы пиво (ערה"ש שם).

Употребление куриного мяса и еды, сваренной в мясной посуде

  1. Обычай не употреблять в пищу мясо относится также к курице и иной птице (מחבר שם). Кроме того, не следует употреблять пищу, приготовленную вместе с мясом или с мясным жиром, если только немясная составляющая не превосходит объем самого мяса в 60 раз или если в еде не чувствуется вкуса мяса (ע" מ"ב ס"ק ס"ג ושעה"צ ס"ק ס"ט).

Пища, приготовленная в мясной посуде, но не содержащая самого мяса, разрешена (מ"ב שם).

Употребление мяса в случае болезни

  1. Если человеку требуется мясо по причине слабости или болезни, то это разрешено (ע" מ"ב ס"ק ס"א). Также беременные или кормящие женщины могут употреблять в пищу мясо, если им сложно питаться молочными продуктами. Однако таким людям предпочтительно употреблять мясо курицы, если их состояние это позволяет (ערה"ש ס" כ"ו).

Если это возможно, то даже им следует воздержаться от употребления мяса, начиная с 7 ава (מ"ב שם) (Точно так же, с 7 ава предпочтительно не подавать мясо даже на сиюм) (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

Этот обычай не употреблять мяса в течение «Девяти дней» относится даже к детям, за исключением слабых и больных (ערה"ש ס" כ"ו. ונראה דתינוק פחות מבן ט" [דחשיב בכ"מ כחולה שאין בו סכנה] אם רגיל בכל יום לאכול בשר וקשה להאכילו מאכלי חלב דיש להקל).

В каком случае устраивают сиюм?

  1. Сиюм устраивается при завершении изучения трактата Талмуда или седера Мишны. Сиюм также может проводиться при завершении углубленного изучения книги Танаха с использованием комментариев ришоним (ע" אג"מ או"ח ח"א ס" קנ"ז).

В каком случае позволено есть мясо на сиюме?

  1. Человеку позволено есть мясо во время «Девяти дней», если он изучал и завершил трактат в ходе регулярного изучения. Однако ему не следует спешить (если это делается за счет снижения качества изучения) или задерживать завершение трактата исключительно для того, чтобы устроить сиюм во время «Девяти дней» (ע" מ"ב ס"ק ע"ג וכה"ח אות קס"א).

Кто может участвовать в сиюме?

  1. Когда трактат был должным образом завершен, не только сам изучивший трактат, его семья и те, кто помогает устраивать трапезу (например, официанты) могут есть мясо, но даже его родственники и друзья (מ"ב ס"ק ע"ה). Даже если они и не учили (и не закончили) трактат вместе, им также позволено есть мясо при условии, что в обычное время их также пригласили бы участвовать в сиюме или в ином праздновании (שם וע" ס"ק ע"ו וערה"ש ס"ל וכה"ח אות קס"ה).

В неделю, на которую приходится 9 ава

  1. Эти законы действуют до той недели, на которую приходится 9 ава[1]. В течение этой недели число людей, участвующих в сиюме, должно быть ограничено миньяном, не считая родственников самого завершающего трактат и тех, кто помогает в устройстве трапезы (רמ"א ס"י ומ"ב ס"ק ע"ז). Те, кто обычно едят вместе с завершающим трактат (например, участники летнего лагеря, учащиеся ешивы), могут также есть мясо на сиюме, даже если они многочисленны (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל).

Если кто-то не слышал сиюма

  1. Хотя предпочтительнее слышать сиюм, тот, кто имеет право есть мясо на сиюме, но не слышал самого сиюма, должен проконсультироваться с раввином (ונראה דשרי. וע" מ"ב ס"ק ע"ה ומי ששולחין לו לביתו אסור לו לאכול").

Отказ от употребления мяса на сиюме

  1. Мы выяснили, что дозволено употреблять мясо на сиюме. Некоторые придерживаются обычая не есть мясо в течение «Девяти дней» даже на сиюме. Завершая трактат в ходе “Девяти дней”, они откладывают сиюм на время после 9 ава, чтобы отпраздновать должным образом и почтить Тору (ערה"ש ס" כ"ח).

Тот, кто ест мясо

  1. Тот, кто ест мясо во время «Девяти дней» при обстоятельствах, когда это запрещено, нарушает запрет, сравнимый с обетом, и демонстрирует, что память о Храме для него не значима (ע" ס" תקנ"א ס" י"א וערה"ש ס" כ"ג).

[1] Когда 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, многие алахические авторитеты считают, что предыдущая неделя не считается «неделей, на которую выпадает 9 ава» (ע" ס" תקנ"א ס"ד וכה"ח אות קס"ו וש"פ).

(продолжение следует)Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также: Тематический обзор по теме 9 ава


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?