Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Увидев, как сыновья Израиля на подходе к Святой земле разгромили эмореев, испугался царь Моава — Балак. Так начинается наша недельная глава. Испугавшись и поняв, что своими силами ему с евреями не справиться, царь послал гонцов к пророку Биламу: «Прошу, приди, прокляни мне этот народ, который сильнее меня… Ведь я знаю: кого ты благословишь, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят». К посланцам-моавитянам присоединилась делегация из Мидьяна.

Добрались посланцы до Билама, однако тот отказался идти с ними, сказав, что ему запретил Всевышний. Снова послал Балак свою знать с поклоном: «Не отказывай; все, что попросишь, сделаем». И снова те получили отказ. Но прошла ночь — и Билам согласился…

Не будем пересказывать Тору. Предполагается, что читатель наших выпусков знаком с содержанием глав. Поэтому давайте вместо пересказа зададим несколько вопросов, которые возникают при чтении.

Почему глава носит имя злодея Балака? В Торе пятьдесят четыре недельных главы, и только пять из них названы по именам людей: Ноах, Йитро, Корах (о нем мы читали две недели назад), Балак и Пинхас (будем читать через неделю).

О Ноахе сказано: «Человек праведный и непорочный». Йитро, тесть Моше, заслужил дать имя главе тоже в силу высоких личных качеств. То же самое можно сказать о Пинхасе, внуке Аарона. Что касается Кораха, то люди, вместе с которыми он вошел в историю, были, как говорят наши мудрецы, «великими в Учении»… Но Балак? Он-то чем заслужил такую честь?

Объяснение находим в Талмуде: «Балак принес в общей сложности сорок две жертвы во Имя Творца (проверьте по тексту). Поэтому удостоился, чтобы из его потомства произошла Рут. А из нее произошли еврейские цари — Давид и Шломо».

Как видим, вознаграждается любое благое деяние, — даже если оно совершено руками злодея. Балак признал Всевышнего — и Всевышний признал Балака, увековечив его имя в Своей Торе.

Еще написано: «Увидел Балак, что сделал Израиль эмореям». Но в предыдущей глава рассказано, что евреи победили не только царя эмореев Сихона, но и башанского царя Ога. Почему Балак не испугался того, что сделали сыновья Израиля Огу?

Мудрецы дают такой ответ. Есть правило в Торе: везде, где сказано о евреях одним словом — Израиль, содержится намек на то, что в данном конкретном случае евреи выступали как один человек — в одном порыве, «одним сердцем». Например, перед получением Торы на Синае сказано о всем народе: «И встал Израиль против той горы».

Про битву с Сихоном написано: «И ударил по нему Израиль». В то время как про бой с Огом говорится: «И ударили по нему и по всему народу».

В победе над эмореями проявилось единство евреев. Не военное еврейское мастерство напугало Балака, ибо мастерства те еще не приобрели. Написано: «Очень испугался Моав того народа, потому что велик он». Велик он — сказано в единственном числе. Вот чего боятся во всех поколениях наши ненавистники — внутриеврейского единства.

Почему Моав пригласил в делегацию к Биламу представителей далекого Мидьяна, а не эдомян, своих ближайших соседей с юга и востока?

Спросили моавитяне: кто ведет евреев? Знающие люди ответили: Моше. — Где жил Моше, кто с ним хорошо знаком? — После побега из Египта Моше долгие годы провел в Мидьяне; жители Мидьяна с ним знакомы. — Ненавидят ли мидьяне евреев? — Еще как ненавидят! — Пошлите к мидьянам.

Послали к мидьянам. Спросили: какое качество Моше помогает ему? Те ответили: сила слова и убеждения; не воин он, а учитель и наставник. — Как его можно победить? — Только словом! — Тогда пошлем-ка людей к Биламу-пророку, пусть словом проклянет и Моше, и его народ…

Ничего не получилось у Билама. Сколько ни пытался он произнести хулу на еврейский стан — из его уст выходили только благословения.

Сколько ни замышляют против нас враги, они раньше передерутся между собой, чем нанесут нам ощутимый урон. Им давно пора знать, что, как нас нельзя победить, если мы объединены, так и им давно бы пора объединиться. Но даже их единство поможет им только в том случае, если наш стан — не дай Б-г! — будет поражен изнутри ссорами и раздорами.

Что можно сказать о характере союза, который заключается между людьми? Из Торы видно, что не было врагов более непримиримых, чем Моав и Мидьян. Но нужда заставила их объединиться на время. Это как союз двух псов, сказавших: сегодня волк расправится с одним, завтра придет к другому; давай нападем на него вместе. До любви в таком союзе далеко.

 

Сказали наши мудрецы: «Любовь, связанная с заинтересованностью, ненадежна. Пройдет интерес — исчезнет любовь». Где мы видим пример любви, которая связана с общим интересом? В истории Балака и Билама. Пока они нуждались во взаимной помощи для осуществления своих антисемитских замыслов, они «любили» друг друга. Но конец их любви известен: «И встал Билам, и пошел, и возвратился в свое место. А Балак тоже пошел своей дорогой».


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше

Законы 9 ава

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.

Пурим и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!

Письма с Севера. Девятнадцать посланий об иудаизме

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Раби Гирш пытается ответить на давно заданный, но все еще актуальный вопрос об отношении иудаизма к общечеловеческой культуре.

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.