Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«И стал ангел Г-сподень на дороге в помеху ему» (22:22)

То был ангел милосердия. Он хотел предостеречь от греха, чтобы не согрешил и не исчез (Раши).

Рассказывал р. Бенцион Аба Шауль:

Известно, что при решении алахических вопросов нужна особая помощь с Небес, чтобы, не дай Б-г, не ошибиться. Однажды произошло со мной чудо. Перед одним из обрезаний, которые я должен был делать, я увидел, что у младенца незначительно воспален глаз. У отца новорожденного был ученик, глазной врач, который решил, что состоянию ребёнка обрезание не повредит. Однако я не мог с ним согласиться, ибо написано в Шульхан Арухе (Йоре деа 262), что при проблемах с глазами, даже незначительных, необходимо подождать, и только, когда ребенок полностью выздоровеет, разрешается делать обрезание. Вскоре выяснилось, что у ребёнка общее заражение крови, не про нас будет сказано. И кто знает, что бы случилось, если бы он был обрезан преждевременно. Ему сделали обрезание только через три месяца. И, если бы не было подобного указания в Шульхан Арухе, то, конечно, я не знал бы, как поступить. Но поскольку я сделал, как написано, и не послушался врача, то удостоился Б-жьей помощи, благодаря которой ребёнок был спасен.

И сказал: Возвратись к Балаку и так говори (23:5)

В святых книгах сказано, что слово כה (так) указывает на Б-жественное присутствие.

Рабейну Йосеф Хаим (Бен Иш Хай) рассказал историю, передававшуюся в его семье из поколения в поколение.

Путь р. Шалома Шабади, одного из величайших кабалистов Иерусалима, из Йемена в Эрец Исраэль лежал через Ирак. Он остановился в Багдаде, и в ожидании каравана до Дамаска пошёл в ешиву кабалистов, находившуюся у могилы р. Ицхака Гаона, и учил там книгу Зоар. Рав Шалом был молодым человеком, его никто не знал. Да и он по своему обыкновению считал неприличным демонстрировать свои знания. Однако когда стали изучать главу Балак из книги Зоар, рав Шалом, дойдя до слов «Возвратись к Балаку и так говори», вскричал во весь голос.

Удивились старые кабалисты и спросили юношу: «Что случилось, почему ты так закричал?» Ответил рав Шалом: «Слово כה сжигает моё сердце!»

И так закончил Бен Иш Хай: «Если бы оценили величие р. Шалома, то задержали бы его в Багдаде и не дали продолжить путь!»

«Да умрёт душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его!» (23:10)

Как-то святой Ор ахаим, будучи в Италии, толковал Тору в одной из синагог. Случайно в синагогу зашел еврей, отошедший от соблюдения практически всех заповедей Торы. Речь рава потрясла еврея. Едва рав закончил говорить, еврей обратился к нему: «Раби! Я выслушал Вас и под влиянием Ваших слов действительно хочу покаяться. Но я настолько привык не соблюдать шабат, не обращать внимания на кашрут и всё прочее, что трудно мне изменить свой образ жизни, очень трудно. Посему я хочу покаяться — и умереть! И тогда не нужно будет ничего менять…»

Ответил рав: «Всё, что ты сказал сейчас, до тебя уже сказал Билам: “Да умрёт душа моя смертью праведников”. Умереть смертью праведников, но не жить, как праведник! Так понимает Билам. Но еврей должен жить как праведник, исполняя заповеди Торы: “Соблюдай же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жить ими” (Ваикра 18:5). Посему необходимо раскаяться и жить, а не умирать!»

«Не видел нечестия в Яакове и не усмотрел зла в Израиле — Г-сподь, Б-г его, с ним» (23:21)

Рав Яаков Шальтиэль Ниньо жил в Иерусалиме двести лет тому назад. В предисловии к своей книге Эмет леяаков он написал, что четыре чуда произошли с ним, и он благодарит Творца путём опубликования книги.

Во время землетрясения в Тверии рав Яаков находился в синагоге и произносил «Шма Исраэль». Когда землетрясение закончилось, он увидел, что вокруг погибло пятьдесят человек, а на нём нет ни одной царапины.

Когда он был в Иерусалиме, началась там эпидемия. Раби Яаков тоже заболел, излечился, но чудо — никого не заразил во время болезни!

Однажды был он послан собрать деньги для бедных, и грабители, напавшие на караван, забрали все, что там было. Но к поклаже раби Яакова, где было много денег, собранных для бедняков Твери, они даже не притронулись; бандиты просто не обратили внимания на багаж р. Яакова!

Однажды р. Яаков должен был поехать в Цфат на Шавуот, но увидел сон, что в Цфате погромы — друзы взбунтовались, и остался в Тверии.

И кто же достоин подобных чудес? Написал рав: тот, кто покрывает грехи народа Израиля! Как написано в этом стихе: «Не видел нечестия в Яакове, и не усмотрел зла в Израиле — Г-сподь, Б-г его, с ним».

«И приглашали они народ к жертвам божеств своих, и ел народ, и поклонялся божествам их» (25:2)

Министр просвещения Ицхак Навон решил однажды, что проблемы израильского образования — насилие, дремучее невежество в области еврейской традиции, нежелание учиться — уже решены, и осталось только позаботиться об организации встреч еврейской и арабской молодёжи, дабы способствовать возникновению взаимопонимания и связей между ними — и привести тем самым к смешанным бракам…

Это совет Билама, — сказал потрясённый рав Йеуда Цадка. — Билам был первым, кто предложил «встречи» между евреями и дочерьми Моава. В результате 24 000 человек умерли от эпидемии. Раби организовал встречу раввинов с министром просвещения, чтобы просить об отмене решения о «встречах» еврейской и арабской молодёжи по «совету Билъама», включающих и совместные летние лагеря.

Министр принял делегацию с почётом. Ведь министр — человек верующий, а кто не видит, что страна существует благодаря открытым чудесам! Так он сказал членам делегации.

«И господин желает, чтобы чудеса продолжались и дальше?» — спросил рав Йеуда.

«Конечно», — убеждённо ответил министр.

Как же они продолжатся, — сказал рав, — если из-за «встреч», которые господин министр предложил, Б-жественное присутствие покинет Исраэль, ведь святая Тора утверждает: «Я выделил вас из народов, чтобы быть Моими» (Ваикра 20:26). И объясняет Раши: «Если вы сохраняете своё отличие от них (других народов) — вы Мои. Если нет — отданы Невухаднецару и ему подобным!»…

Смутился министр просвещения, господин Ицхак Навон.