Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
"21-я заповедь – повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним"

21-я заповедь – повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним. И это – трепет перед Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И перед Моим Святилищем трепещите” (Ваикра 19:30).

И в Сифре (Кедошим) определено, в чем должен выражаться этот трепет: “И в чем заключается этот “трепет”? Не входят на храмовую гору с посохом, в обуви, с запыленными ногами и с поясом, в котором хранят монеты, и не проходят через Храм, чтобы сократить путь, и тем более не плюют там”. И разъяснено в нескольких местах Талмуда, что на храмовом дворе категорически запрещено сидеть всем, кроме царей из династии Давида. И все это следует из Его повеления: “И перед Моим Святилищем трепещите”, и этот трепет – вечная обязанность, даже теперь, когда за наши великие грехи Храм разрушен. И сказано в Сифре (там же): “И перед Моим Святилищем трепещите” – похоже только во время, когда существует Храм. А откуда известно, что даже когда нет Храма? Тора говорит: “Мои Шабаты соблюдайте и перед Моим Святилищем трепещите”. Как соблюдение Шабата навечно, так и трепет перед Храмом навечно”. И там же сказано: “Не перед Святилищем ты будешь трепетать, но перед Тем, Кто повелел возвести Святилище”.

22-я заповедь – повеление охранять Храм и беспрестанно обходить его дозором все ночи напролет, чтобы этим оказать ему почет, возвеличить и превознести его. И об этом Его слова, да будет Он превознесен, сказанные Аарону (Бемидбар 18:2): “А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства” – т.е. будьте перед ним постоянно. И этот приказ повторен в других выражениях, И об этом Его речение (там же 18:4): “И тщательно охраняйте Шатер Собрания ”.

И сказано в Сифри (Корах): “А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства”; коэны внутри, а левиты снаружи”, – чтобы охранять Храм и обходить его дозором. А в Мехильте сказано так: “И тщательно охраняйте Шатер Собрания” – это заповедь “делай” (Сифри зута). Отсюда ясно, что охранять Храм – предписывающая заповедь. И там же сказано: “Храм возвеличивается тем, что в нем есть стражники. Ведь не подобен царский дворец, в котором есть стражники, дворцу, в котором нет почетной охраны”. А известно, что царским дворцом иносказательно называют Храм. И имеется в виду, что постоянная охрана подчеркивает вознесенность Храма и его величие.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Тамид и в трактате Мидот.

23-я заповедь – повеление, обращенное только к левитам, нести определенное для них служение в Храме, например, открывать и закрывать ворота, петь во время жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет превознесено и благословенно Его Имя: “И понесут левиты служение при Шатре Собрания” (Бемидбар 18:23). И говорится в Сифри (Корах): “Чтобы ты не подумал: захотят левиты – будут нести служение, не захотят – не будут, Тора сказала: “И понесут левиты служение...” – даже против своей воли”. Т.е. это их долг и это приказ, обязательный для них.

И в чем заключается это служение левитов разъяснено в нескольких местах трактата Тамид (5:6, 6:7) и в трактате Мидот (1:1). А во второй главе трактата Арахим (11а) разъясняется, что только левиты могут петь во время храмовых жертвоприношений. И это повеление повторено в иных выражениях (Дварим 18:7): “И он будет служить во имя Ашема, своего Б-га, как и все его братья – левиты”. И сказано во второй главе Арахим (там): “И что это за “служение во имя Ашема”? Это песнопение”.

24 заповедь – повеление, обращенное только к коэнам, омывать руки и ноги каждый раз при входе в Святилище или перед началом служения. И это заповедь освящения рук и ног. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И пусть Аарон и его сыновья омывают... руки и ноги при входе в Шатер Собрания” (Шмот 30:19-20). И преступивший эту предписывающую заповедь подлежит смерти от руки Небес. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть они омываются водой, чтобы им не умереть” (там же). Т.е. коэн, который служит в Святилище, не омыв рук и ног, подлежит смерти от руки Небес.

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй главе трактата Зевахим (15б, 19б-22б).

25-я заповедь – повеление, обращенное к коэнам, возжигать светильники меноры перед Ашемом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В Шатре Собрания, вне завесы, которая перед Ковчегом свидетельства, будут возжигать ее Аарон и его сыновья, чтобы она горела перед Б-гом с вечера до утра” (Шмот 27:21). И это заповедь подготовки светильников меноры.

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в восьмой главе трактата Менахот (86а), в первой главе трактата Йома (14б) и в нескольких местах трактата Тамид (гл. 3 и 6).

26-я заповедь – повеление, обращенное к коэнам, ежедневно благословлять Израиль. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Так благословляйте сынов Израиля, говоря им...” (Бемидбар 6:23).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Мегила (24а), в трактате Таанит (26а) и в седьмой главе трактата Сота (37б).

27-я заповедь – повеление постоянно выкладывать перед Ашемом лехем апаним (12 хлебов, подобных коробу, открытому сверху и с двух боков – “паним”). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И возлагай на этот стол лехем паним передо Мной постоянно” (Шмот 25:30). И Тора сказала, что каждый Шабат должны быть возложены новые хлеба, и с ними левона (благовонное растение), а хлеба, испеченные к прошлому Шабату, должны съесть коэны.

И законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 11-ой главе трактата Менахот (94а).

28-я заповедь – повеление, обращенное к коэнам, ежедневно, два раза в день, возлагать воскурение на золотой жертвенник. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И воскурит на нем Аарон благовонное воскурение – каждое утро, когда он подготавливает светильники, будет воскурять его; и в сумерки, когда он возжигает светильники, воскурит его” (Шмот 30:7-8).

А законы, связанные с этим воскурением и его приготовлением, и описание самого ежедневного воскурения содержатся в начале трактата Критот (2а,3а,6аб) и в нескольких местах трактата Тамид (3:8 и др.).

29-я заповедь – повеление каждый день, постоянно поддерживать огонь на жертвеннике. И об этом Его речение: “Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасая” (Ваикра 6:6). А это невозможно без того, что Он повелел: всегда, каждое утро и в сумерки, возлагать дрова на жертвенник, как объяснено во второй главе трактата Йома (26б) и в трактате Тамид (гл.2). И сказано ясно: “Несмотря на то, что огонь на жертвенник спустился с Небес, заповедь – поддерживать его обычным путем” (Йома 21б).

А законы выполнения заповеди ежедневного поддержания огня на жертвеннике разъясняются в четвертой главе трактата Йома (25а) и во второй главе трактата Тамид.

Тридцатая заповедь – повеление, обращенное к коэнам, ежедневно убирать золу с жертвенника. И это называется “снятием золы”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И пусть оденется коэн в свою льняную одежду... и снимет золу, оставшуюся от жертвы всесожжения, которую сжег огонь на жертвеннике, и положит ее возле жертвенника” (Ваикра 6:3).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Тамид (1:4) и трактата Йома (20аб,33а).

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному «загрязнению» с очень тяжелыми последствиями. Читать дальше