Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Что мне делать, люди избегают общения со мной? — пожаловался один человек раву Аврааму Тверскому.

— Мысленно благословляй окружающих людей, — посоветовал известный раввин, психиатр, автор книги «Twersky on spirituality». — Желай больным выздоровления, нуждающимся — благосостояния, одиноким — найти супруга, женатым — обрести семейное счастье, ученикам — преуспеть в учебе.

— Вначале я не отнесся серьезно к вашим словам, — признался он, встретив через некоторое время рава Тверского. — Однако когда другой человек дал мне тот же совет, я решил попробовать. В результате моя жизнь преобразилась. Я начал желать людям добра, и они потянулись ко мне…

Следует оговориться, что если подхалим будет мысленно желать добра или говорить комплименты лишь для того, чтобы манипулировать людьми, то они все равно ощутят фальшь. Истинные чувства человека проявляются в интонациях, в выражении лица, в особой атмосфере, которую он создает вокруг себя.

Иногда человек приходит к приятелю на торжество, произносит слова поздравления, но сердце его наполнено завистью: «Почему ему, а не мне?» — предупреждал духовный руководитель иешивы «Мир» рав Йерухам Лейбовиц.

Если человек завидует успехам, мудрости, благородству другого и сам хочет подняться до его уровня, то это — «белая» зависть. Если же человек сожалеет о том, что кто-то другой, а не он, преуспел и стремится опустить и унизить его, то это — «черная» зависть.

Для того, чтобы преодолеть в себе зависть, необходимо научиться «любить ближнего, как самого себя», сочувствуя его неудачам и радуясь его успехам, как своим собственным.

Человек, наполнивший свое сердце любовью, ищет достоинства в людях, проявляя снисходительность к их недостаткам.

— Если бы люди замечали и ценили достоинства друг в друге, то могли бы избежать многих конфликтов и ссор, — писал рав Пам. — Если бы супруги увидели лучшее друг в друге, то жили бы в гармонии и мире…

Наша недельная глава повествует о Корахе, который поднял бунт против Моисея в Синайской пустыне. На словах Корах призывал к справедливости, а в действительности он — левит хотел занять место Аарона — главы семейства когенов, служителей Храма.

«Что побудило Кораха вступить в спор с Моисеем? — спрашивает Раши. — Он позавидовал Элицафану, сыну Узиэля, которого Моисей назначил предводителем сынов Кегата по слову Всевышнего».

Главой семейства Кегата был поставлен не Корах, а его младший двоюродный брат Элицафан. Тогда охваченный завистью Корах начал доказывать евреям, что у Моисея и Аарона слишком много власти.

Корах и его сообщники «собрались против Моисея и Аарона и сказали им: Много вам!» (Бемидбар 16:3). «Слишком много величия взяли вы себе», — комментирует эти слова Раши.

Корахом руководила «черная» зависть, свойственная низменным людям, которые сожалеют о том, что у кого-то слишком много успеха, поясняет Хофец Хаим.

«Много вам, сыновья Леви!» — ответил Моисей, призывая Кораха ценить то привилегированное положение левита, которое он имел.

Огонь зависти разжигается ощущением собственной неполноценности. Для того чтобы погасить этот огонь, нужно научиться видеть достоинства в себе, ценить то, что у тебя есть. «Кто богат? — спрашивают мудрецы в “Поучении отцов”. — Тот, кто радуется тому, что у него есть!»

«Почему вознеслись вы над общиной Всевышнего?» — продолжает упрекать Корах Моисея и Аарона. Это обвинение кажется, по меньшей мере, неумным. Корах обвиняет Моисея в гордыне, в то время как Тора свидетельствует, что «Моисей был самым скромным из людей, живущих на земле» (Бемибар12:3).

На что же рассчитывал Корах? Может быть, он думал, что люди скажут: «Нет дыма без огня!» Если Моисея обвиняют в гордыне, значит, должны быть на это какие-то основания. Один из уроков этой истории состоит в том, что обвинения могут быть ложными и совершенно беспочвенными.

Или, может быть, действительно «нет дыма без огня»? Только в данном случае «огонь» — это гордыня и зависть самого Кораха! Обвиняя Моисея в стремлении «вознестись» над народом, Корах выдал свои собственные намерения. Как и учили мудрецы: «Тот, кто гневно указывает на чей-то недостаток, на свой собственный недостаток указывает!»

Почему Корах провалился сквозь землю, ведь он еще не успел сделать Моисею ничего плохого? — возмутится читатель. Корах хотел вознестись над Моисеем, опустив и унизив его!

Таким образом, он был наказан не за поступки, а за свои злые намерения. Не только действия, но и мысли человека возвращаются к нему бумерангом. Если проклят тот, кто проклинает других, то кто же благословен? Тот, кто благословляет других!

Если дурные помыслы наказуемы, то тем более хорошие мысли заслуживают награды, а искренние пожелания становятся источником благословения и счастья!


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше