Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Ехать ли мне в Америку? — два десятилетия назад спросил я рава Ицхака Зильбера (благословенной памяти). Глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей предложил мне поехать в Нью-Йорк для преподавания Торы. Это предложение поставило меня перед серьезной дилеммой. Выезжая из России, я уже сделал свой выбор: приехал на Святую Землю и проучился шесть лет в иерусалимской иешиве. Несмотря на то, что ради изучения Торы разрешено выехать за границу (мудрецы приводят еще две причины: голод или поиски невесты), я обратился к раву Ицхаку, которого многие русскоязычные студенты считали не только своим раввином, но и духовным отцом.

— Езжай в Америку! — однозначно заключил рав Ицхак. — Но будь готов к бедности и унижению!..

Я осознал смысл этих слов лишь несколько дней спустя, когда рав Эли Меир Клюгман из Нью-Йорка предупредил меня: Америка опасна тем, что заставляет людей смотреть на мир сквозь призму материализма. Человека там ценят по карману. Например, о богатом могут сказать: «Смотри, идет миллион!»

Даже если разрешается ехать за границу для преподавания Торы, все равно важны не декларируемые причины, а действительные намерения! Человек может объявить, что едет в Америку ради преподавания Торы, а руководствоваться эгоистическими соображениями, стремясь к богатству и славе. По мнению рава Ицхака, в Америку мог ехать лишь тот, кто был готов выполнять свою миссию преподавателя Торы — несмотря на бедность и унижения!..

— Почему меламдим — преподаватели Торы, зарабатывают так мало? — спрашивал основатель хасидизма Баал Шем-тов.

— Чтобы ее преподавали лишь те, кто искренне любят Тору и свой народ…

Однажды реб Хаим из Воложина спросил своего великого учителя Виленского Гаона, может ли он основать первую в мире иешиву. Гаон промолчал. Год спустя реб Хаим вновь обратился к нему с тем же вопросом и вновь не получил ответа. Прошел еще год, и реб Хаим спросил в третий раз. На этот раз Гаон ответил: «Открывай иешиву!»

— Что изменилось? — удивился реб Хаим.

— Вначале ты очень хотел открыть иешиву. Однако, чтобы преуспеть в таком важном деле, требовалось убедиться в чистоте твоих помыслов — что ты действительно хочешь это сделать во имя Торы, а не ради себя. Ты успешно прошел испытание, доказав, что можешь подчинить свою волю воле учителя! И реб Хаим основал Воложинскую иешиву, которая положила начало системе еврейского образования, став «прообразом» современных еврейских школ…

«Иди себе (ради себя) из земли своей, со своей родины, из дома отца своего — в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:2), — с этих слов Всевышнего началось первое испытание Авраама.

Впрочем, в чем, собственно, состояло испытание? — удивляется ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». — Ведь в следующем же предложении Всевышний обещает Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя, и возвеличу имя твое».

«Иди себе, — тебе на пользу и на благо, — поясняет Раши. — Здесь ты не удостоишься иметь сыновей, а там ты удостоишься потомства, благословения богатства и прославления имени». Но услышав обещание такой награды, кто бы не бросился исполнять волю Всевышнего! Так в чем же испытание Авраама?

Впрочем, испытание осложнялось обещанием награды! Во имя чего поедет Авраам в страну Ханаанскую: ради богатства и славы или во имя исполнения воли Всевышнего? Вместе с Авраамом на дорогу вышел и его племянник Лот, который руководствовался меркантильными соображениями: он хотел стать наследником Авраама. Два человека шли по одному пути, но шли с разными намерениями. И если этот путь привел Авраама в Святую Землю, то Лот пришел в город негодяев и эгоистов — Содом…

Почему Всевышний указал Моисею послать разведчиков, говоря: Пошли себе (от себя) людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую (Бемидбар, 13:2)? — спрашивает ребе из Гур. — Ведь евреи уже окружили Моисея толпой и требовали отправить разведчиков. Всевышний мог просто согласиться с требованием толпы. Почему же Он указал Моисею послать разведчиков «от себя»? Чтобы разведать, как лучше завоевать эту землю. Разведчики Моисея не должны были выражать неверие во Всевышнего и в Его указание войти в Землю Обетованную, — поясняет ребе из Гур.

Всевышний предоставил разведчикам выбор: вы можете стать посланниками восставшей против Б-га толпы, или стать посланниками Моисея, исполняющего волю Всевышнего. Этот же выбор стоит перед каждым из нас: чьи приказы мы исполняем? Чьими посланниками являемся в этом мире? Тогда в Синайской пустыне десять разведчиков стали посланниками толпы и не выдержали испытания. Но Иегошуа бин Нун и Калев бен Йефуне стали посланниками Всевышнего и преуспели.

Посланником Всевышнего становится человек, который подчиняет свои личные интересы и желания воле Всевышнего. И тогда, мера за меру, Всевышний исполняет волю праведника, посылая ему благословение и силы, чтобы он смог с честью преодолеть испытание!


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?