Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Аксельбанты солдат Всевышнего

В конце раздела дана заповедь ношения цицит. Она настолько важна, что мудрецы сочли необходимым включить этот отрывок в молитву Шма.

Евреи носят два талита: один — малый талит — на теле с утра до вечера, вторым талитом (талит гадоль) они накрываются во время утренней молитвы. Талит представляет собой прямоугольную одежду с цицит, особо сплетенными кистями на ее углах.

Мир похож на талит. У него тоже четыре стороны. Мы говорим о четырех сторонах света. Свисающие цицит создают впечатление незавершенности талита. Наш мир тоже «незавершен» и, увы, несовершенен. Эта аналогия учит нас, что человек должен улучшать окружающий мир своими действиями, упорным трудом.

На кистях цицит завязывают пять узлов, напоминающих о пяти книгах Торы. Ибо мир достигнет совершенства, только если приблизится к Торе. Пять узлов соответствуют также пяти органам чувств, каждым из которых еврей должен преданно служить Творцу.

Цицит состоят из восьми нитей. В еврейской традиции восемь — это число, указывающее на явления, которые находятся за пределами физического восприятия. В неделе семь дней; мы знаем семь музыкальных нот. Это рамки нашего мира. Восьмерка выводит нас из него в бесконечность. Даже графически число восемь превращается в математический значок бесконечности, если положить его горизонтально.

Восемь нитей цицит напоминают о брит миле, обрезании, которое делают еврейским мальчикам на восьмой день после рождения, вводя их в Союз с Б-гом. Восьмерка — это связь физического и метафизического начал.

В Торе 613 заповедей. Гематрия цицит (числовая сумма букв этого слова) составляет 600. Если прибавить к этой цифре пять узлов и восемь нитей, то получится как раз 613. Вот почему сказано: «И будут у вас цицит, и, глядя на них, будете вы вспоминать все заповеди Б-га и исполнять их» (15:39).

Религиозного еврея можно выделить из толпы не столько по головному убору, сколько по кистям цицит. Цицит — это еврейский знак отличия, аксельбанты солдат Всевышнего.

У пророка Зехарьи (8:23) сказано, что когда наступит эпоха Машиаха, «в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных, и держаться будут за края (цицит) одежды еврея, и скажут: “Мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б-г”».


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.