Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Знай свое место

«Еще было мясо в зубах их, еще не пережевано, как гнев Б-га возгорелся на народ, и поразил Б-г народ мором весьма сильным»(11:33).

Однажды Аха бар Йосеф вел талмудическую дискуссию с равом Хисдой о том, можно ли есть молочные продукты, если в зубах застряли остатки мясного блюда. Он процитировал этот стих, из которого видно, что мясо, остающееся в зубах, сохраняет за собой статус мяса со всеми вытекающими отсюда кашрутными требованиями.

В другом месте Талмуда (трактат Хулин) Мар Уква сказал, что он уступает своему отцу в праведности, «как уксус уступает вину», и в подтверждение привел пример: отец ел сыр не раньше, чем через сутки после мяса, в то время как сам Мар Уква следовал общему правилу: соблюдал интервал в шесть часов между мясными и молочными продуктами.

Но почему Мар Уква считал себя ниже отца? Что мешало ему следовать отцовскому примеру: есть мясо только через 24 часа после сыра?

Гаон из Вильно объясняет, что самоограничения и дополнительная строгость в исполнении заповедей, то, что называется мидат хасидут, хороши лишь для тех людей, которые достигли определенных высот, преуспели в исполнении общих правил и хотят продвигаться дальше к вершинам святости, но не для тех, кто с трудом одолевает нижние ступеньки духовной лестницы. Им лучше подождать и закрепить достигнутое.

В книге Псалмов (Теилим) царь Давид пишет: «Кто взойдет на гору Г-спода?» Взойти-то хотят многие, но псалмопевец продолжает: «…и кто останется на месте святом Его?» Б-г примет на вершине лишь тех, кто сумеет удержаться на ней, кто выбрал себе задачу по силам, а не тех, кто несется вверх, перескакивая через ступеньки, чтобы при первом же испытании бесславно скатиться вниз. Одного стремления к праведности мало — нужна также прочная база прежних достижений.

Вот почему Мар Уква, трезво оценивая свои возможности, не подражал отцу-праведнику: он знал, что, даже предельно устрожив свое поведение, он все равно не сравняется с ним в святости, но лишь проявит свою неискренность.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше