Темы: Давид, Упование, Теилим, Рав Бенцион Зильбер
1От Давида. К тебе,
Без суеты
Двадцать восьмая глава «Теилим» — четвертый псалом из группы псалмов под названием «От Давида», создание которых, как считают комментаторы, вызвано потребностью Давида изложить свои главные мысли и чувства. Написана эта глава, по мнению Радака, когда Давид был уже немолод.
По Радаку, основная мысль главы — просьба Давида к Всевышнему избавить его от земной суеты, чтобы иметь возможность удовлетворить глубокую потребность души в служении Всевышнему и тем искупить совершенные в жизни прегрешения и приблизиться к Всевышнему.
Кому не желает уподобляться Давид, говоря в первом стихе: «Твердыня моя, не будь глух ко мне. [Если] будешь отмалчиваться от меня, я уподоблюсь сходящим в могилу»? Он не хочет уподобиться тем, чья жизнь — всего лишь движение от рождения к могиле и только. Жизнь, конечно, не без событий, но и без духовного содержания. А она, безусловно, такова, если в ней не слышен голос Всевышнего. Поэтому Давид и просит Всевышнего: «Не будь глух ко мне», ответь мне, когда я зову Тебя.
Давид просит избавить его от ситуаций, которые могут стать помехой в служении Всевышнему, не сводить его с людьми, творящими беззакония (стих третий), потому что окружающая среда не может не влиять на человека. Нужно много сил, чтобы ей не поддаться, и не всегда это удается. Говоря о своем нежелании приближаться к «нечестивцам», Давид конкретизирует, к каким именно: «говорящим мирно с ближними, тогда как в сердце их — злоба».
Почему Давид говорит здесь именно о такого типа грехах? Во-первых, потому, что больше всего в жизни страдал как раз от чужого коварства и предательства, которые приводили к тяжелым конфликтам и к необходимости браться за оружие. Во-вторых, потому (в продолжение темы о том, чем заполнена «пустая» жизнь), что, занятые своими делами, вынашиванием коварных, или корыстных, или честолюбивых планов, «нечестивцы» «не понимают действий
Радак, комментируя пятый стих, приводит гемару, где именно так и говорится: злодеи не вникают в действия
Давид так жить не хочет и не может и просит не сводить его с такими людьми и не уподоблять им перед Высшим судом.
Прямо здесь же, в середине главы, Давид говорит, что он получил ответ на свою молитву: «Благословен
Каким образом Всевышний удовлетворил просьбу Давида? К концу жизни Он избавил его от непосредственного участия в войнах, которых на веку Давида было немало. Только после войны в Нове, где возникла серьезная угроза жизни Давида, он перестал сражаться как воин и стал руководить войной как царь. Анализируя этот стих, Радак ссылается на эпизод из второй книги пророка Шмуэля:
«И была еще война у плиштим с Израилем. И выступил Давид и рабы его с ним, и сражались они с плиштим; и утомился Давид. А в Нове Ишби… опоясан был новым [мечом] и думал поразить Давида. Но Авишай… помог ему и поразил плиштимлянина и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не погасил ты светильник Израиля» (Шмуэль II , 21:15—17).
После этого, близко по времени, были еще у Израиля войны с плиштим: дважды в Гове и один раз — в Гате, но Давид в них уже непосредственно не участвовал.
Всевышний выполнил просьбу Давида, освободив его от прямого участия в войне, и за это Давид благодарит Всевышнего: «На Него надеялось мое сердце, и я был спасен. И обрадовалось мое сердце, и песней моей я Его восхвалю» (стих седьмой).
По мнению Раши, следующие два стиха главы: восьмой и девятый — и являются этой хвалебной песней Давида.
По мнению Радака, в двух последних стихах Давид просит Всевышнего помогать народу Израиля справляться с противником, как Он делал, когда Давид находился в рядах воинов.
* * *
Рав Иосеф Яабец (Испания, 15 в.) усматривает тесную связь между двадцать восьмым и предыдущим, двадцать седьмым, псалмом. В четвертом стихе двадцать седьмого псалма Давид говорит: «Одного я просил и прошу у
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?