Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Светлой памятиДавида Артура бен Андижан Ааронпосвящается

1От Давида. К тебе, Г-сподь, взываю. Твердыня моя, не будь глух ко мне. [Если] будешь отмалчиваться от меня, я уподоблюсь сходящим в могилу. 2Услышь голос моей мольбы, когда я взываю к Тебе, когда я воздеваю руки к Твоему святому Храму. 3Не тяни меня к нечестивцам и к творящим беззакония, говорящим мирно с ближними, тогда как в сердце их — злоба. 4Воздай им по их делам и по злодейству их поступков, по делам их рук воздай им, верни им заслуженное ими. 5Ибо они не понимают действий Г-спода и дел Его рук. Он их разрушит и не даст им отстроиться. 6Благословен Г-сподь, ибо Он услышал голос моей мольбы! 7Г-сподь — моя крепость и мой щит. На Него надеялось мое сердце, и я был спасен. И обрадовалось мое сердце, и песней моей я Его восхвалю: 8«Г-сподь — их [Своего народа] сила и спасительный оплот Он для Своего помазанника. 9Спаси народ Свой, благослови Свое наследие, веди и вознеси их навсегда!»

Без суеты

Двадцать восьмая глава «Теилим» — четвертый псалом из группы псалмов под названием «От Давида», создание которых, как считают комментаторы, вызвано потребностью Давида изложить свои главные мысли и чувства. Написана эта глава, по мнению Радака, когда Давид был уже немолод.

По Радаку, основная мысль главы — просьба Давида к Всевышнему избавить его от земной суеты, чтобы иметь возможность удовлетворить глубокую потребность души в служении Всевышнему и тем искупить совершенные в жизни прегрешения и приблизиться к Всевышнему.

Кому не желает уподобляться Давид, говоря в первом стихе: «Твердыня моя, не будь глух ко мне. [Если] будешь отмалчиваться от меня, я уподоблюсь сходящим в могилу»? Он не хочет уподобиться тем, чья жизнь — всего лишь движение от рождения к могиле и только. Жизнь, конечно, не без событий, но и без духовного содержания. А она, безусловно, такова, если в ней не слышен голос Всевышнего. Поэтому Давид и просит Всевышнего: «Не будь глух ко мне», ответь мне, когда я зову Тебя.

Давид просит избавить его от ситуаций, которые могут стать помехой в служении Всевышнему, не сводить его с людьми, творящими беззакония (стих третий), потому что окружающая среда не может не влиять на человека. Нужно много сил, чтобы ей не поддаться, и не всегда это удается. Говоря о своем нежелании приближаться к «нечестивцам», Давид конкретизирует, к каким именно: «говорящим мирно с ближними, тогда как в сердце их — злоба».

Почему Давид говорит здесь именно о такого типа грехах? Во-первых, потому, что больше всего в жизни страдал как раз от чужого коварства и предательства, которые приводили к тяжелым конфликтам и к необходимости браться за оружие. Во-вторых, потому (в продолжение темы о том, чем заполнена «пустая» жизнь), что, занятые своими делами, вынашиванием коварных, или корыстных, или честолюбивых планов, «нечестивцы» «не понимают действий Г-спода и дел Его рук» (стих пятый). Всевышний вообще не присутствует в их мыслях.

Радак, комментируя пятый стих, приводит гемару, где именно так и говорится: злодеи не вникают в действия Б-га, они не анализируют мир, хотя он открыт перед их глазами и в нем нельзя не увидеть присутствия Б-га. Гармония в мире природы, удивительное взаимодействие между животным и растительным миром, сложность живых организмов, скрытые и явные чудеса в жизни всего человечества и каждого отдельного человека — все это оставляет их равнодушными, более того, для «нечестивцев» всего этого как бы и не существует. Они полностью погружены в свои заботы и нужды, не осознавая разницы между вечным и преходящим.

Давид так жить не хочет и не может и просит не сводить его с такими людьми и не уподоблять им перед Высшим судом.

Прямо здесь же, в середине главы, Давид говорит, что он получил ответ на свою молитву: «Благословен Г-сподь, ибо Он услышал голос моей мольбы!» (стих шестой).

Каким образом Всевышний удовлетворил просьбу Давида? К концу жизни Он избавил его от непосредственного участия в войнах, которых на веку Давида было немало. Только после войны в Нове, где возникла серьезная угроза жизни Давида, он перестал сражаться как воин и стал руководить войной как царь. Анализируя этот стих, Радак ссылается на эпизод из второй книги пророка Шмуэля:

«И была еще война у плиштим с Израилем. И выступил Давид и рабы его с ним, и сражались они с плиштим; и утомился Давид. А в Нове Ишби… опоясан был новым [мечом] и думал поразить Давида. Но Авишай… помог ему и поразил плиштимлянина и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не погасил ты светильник Израиля» (Шмуэль II , 21:15—17).

После этого, близко по времени, были еще у Израиля войны с плиштим: дважды в Гове и один раз — в Гате, но Давид в них уже непосредственно не участвовал.

Всевышний выполнил просьбу Давида, освободив его от прямого участия в войне, и за это Давид благодарит Всевышнего: «На Него надеялось мое сердце, и я был спасен. И обрадовалось мое сердце, и песней моей я Его восхвалю» (стих седьмой).

По мнению Раши, следующие два стиха главы: восьмой и девятый — и являются этой хвалебной песней Давида.

По мнению Радака, в двух последних стихах Давид просит Всевышнего помогать народу Израиля справляться с противником, как Он делал, когда Давид находился в рядах воинов.

* * *

Рав Иосеф Яабец (Испания, 15 в.) усматривает тесную связь между двадцать восьмым и предыдущим, двадцать седьмым, псалмом. В четвертом стихе двадцать седьмого псалма Давид говорит: «Одного я просил и прошу у Г-спода: пребывать мне в доме Г-спода все дни моей жизни, созерцать благо Г-спода, посещать Его храм». А в двадцать восьмом псалме в тот миг, когда Давид удостоился видеть сияние Шехины (Б-жественного присутствия), он просит, чтобы Шехина не покидала его никогда, ни на одно мгновение и чтобы ничто не отвлекало его от созерцания Шехины.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.