Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Очередная недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия, начинается с указания, данного Аарону (брату пророка Моше) и его потомкам-священникам, зажигать Менору, Храмовый светильник.

Моше было приказано: «Скажи Аарону, что когда будет зажигать светильники, то пусть они светят на лицевую сторону Меноры». Комментатор Торы — Раши — спрашивает: почему указание о Меноре примыкает к рассказу, в котором перечисляются добровольные пожертвования в Храм от руководителей колен (этим рассказом заканчивалась предыдущая глава)? — Да потому, что, увидев приношения колен, среди которых не было доли от левитов, Аарон — сам один из левитов — испугался. И тут же был успокоен: твое приношение дороже золота и серебра, которое принесли другие колена, — ибо ты и твои потомки будут зажигать Менору. Точные слова Раши: «ибо ты зажигаешь и готовишь Менору». «Готовишь к зажиганию» означает — убираешь прогоревшие фитили, чистишь, наливаешь масло.

Тут же возникает побочный вопрос: почему Раши, используя агаду, написал «зажигаешь и готовишь», если надо наоборот — «готовишь и зажигаешь»? Например, в каждом еврейском доме перед субботой сначала чистят подсвечники, ставят новые свечи и только после этого зажигают их. Ответ очень прост: закон, обязывающий священников зажигать Менору, пришел сразу после первого освящения Храма, после того как главы колен принесли свои дары. Менора еще ни разу не зажигалась. Ее надо было зажечь, а потом приготовить к следующему зажиганию… В комментарии Раши нет ни одного лишнего слова, все стоит на своих местах.

А теперь вопрос по существу, его задал великий ученый Рамбан: почему агада утверждает, будто приношение священников — зажигание Меноры — дороже приношений прочих колен? Разве только присмотр за Менорой Храма входил в обязанности коаним (священников)? У них было много других обязанностей — и воскурение благовоний, и особые функции в Йом-Кипур, и многое другое. Почему сказано только о Меноре?

Рамбан отвечает: здесь мы видим намек на будущие события, когда восставшие против греко-сирийской власти евреи, руководимые священниками из семьи Хашмонаев-Маккавеев, зажгли Менору в Храме (в честь чего нами отмечается Праздник огней — Ханука). Менора оказалась вечной заповедью. Даже когда у нас нет Храма, мы зажигаем Ханукию в своих домах. Ибо свет Торы негасим… Аарону было обещано: твоя роль значит много больше всего того добра, что принесли жертвователи в Храм. Однажды колена Израиля перемешаются друг с другом, а коаним вечно будут благословлять народ во время молитвы. Ни колено Леви, ни потомки Аарона никогда не растворятся и не пропадут…

На второй год после Исхода, двадцатого числа второго месяца (мы называем его ияр) поднялся еврейский народ от горы Синай и двинулся в свое долгое блуждание по пустыне. Описывается, как шли колена. Если на стоянках колена располагались вокруг Переносного Храма, то в поход первыми поднимались те, что стояли с востока, — Йеуда, Иссахар и Зевулун. Дальше шли семьи левитов, несшие сам Переносной Храм. Затем наступала очередь южной части стана — Реувен, Шимон и Гад. За ними шли левиты, несшие священную утварь Храма. За ними в путь отправлялись западные отряды — Эфраим, Менаше и Биньямин. Замыкали колонну те, что стояли к северу от Храма, — Дан, Ашер и Нафтали.

Над отрядами каждого колена развивался его символ — «дегель», стяг. Кстати, именно у евреев переняли затем народы мира идею знамени, особого знака, который, будучи поднят на древке, виден издалека, что помогает в бою и в походе. И уж совсем заодно, упомянем, что помимо знамени за каждым коленом была закреплена особая символика, — как указание на исключительность и неповторимость: герб, связь со своим камнем, месяцем в году, своим созвездием…

В этой же главе рассказывается, как впервые «возроптал» народ, ведомый Моше. «Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы… А здесь иссохла наша душа — нет ничего кроме мана». Ман (он же манна) был в то время, действительно, единственным «хлебом», падавшим с неба для беженцев, поверивших в то, что Моше приведет их «в Страну, текущую молоком и медом». Хотелось им достичь и молока, и меда, но захотелось и мяса в дороге. (Слова о бесплатной рыбе — несомненно, демагогия. Она, как видим, «работает» в любые времена.)

«Передай народу, — сказал Всевышний, — что будут есть мясо… в продолжение месяца, пока не полезет из ноздрей». Так и произошло. Написано: «Поднялся ветер и занес перепелов с моря… Собирали день, ночь и еще день. Мясо было еще в их зубах, как разразился страшный мор»… Аналогии с нашим временем может провести любой — на примерах из собственного окружения.

Ничего нового в нашем характере за тысячелетия не появилось. Как роптали в Синайской пустыне, так и ропщем поныне. Как тогда были готовы на самопожертвование, так и сегодня нет в мире большего идеалиста, чем еврей. Мы соглашаемся идти в поход к великой цели, но и в дороге хотим чувствовать себя комфортабельно. Именно такой народ выбрал Себе Всевышний, чтобы дать ему Тору.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.