Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Я звоню вам из Израиля, чтобы выразить свою благодарность, — взволнованно произнесла женщина на другом конце провода, обращаясь к рабби Эфраиму Вашовскому в Бруклине. — Вы мой первый учитель! Благодаря вам я начала учиться в еврейской школе в Кишиневе, переехала в Израиль. Через несколько дней я выхожу замуж за выпускника иешивы «Шуву»…

— Пять лет назад я приехал в Кишинев на несколько дней, но посетил только еврейскую школу для мальчиков, — удивился рабби Вашовский.

— Вы не знакомы со мной, я же помню, как вы сидели с учениками в тени дерева недалеко от Комсомольского озера, — объяснила она. — Я шла по аллее парка и, увидев Вас, прислушалась, стоя за деревом. То, что Вы говорили, запало мне в душу. После этой встречи в парке я начала искать еврейскую школу в Кишиневе…

Эта история вдохновила меня, — делится рабби Вашовский. — Иногда занимаясь с русскоязычными подростками в Бруклине, мне кажется, что мои ученики меня не слышат, а мои слова не доходят до их сердец.

Однако педагог должен обладать терпением, верить в своих учеников и не сдаваться! Пройдут годы, и окажется, что какая-то девушка слушала его, спрятавшись за деревом!

… Эфраим приехал с родителями из Кишинева, когда ему было 11 лет, учился в городской, а потом в еврейской школе, поступил в Нью-Йоркский университет, изучал диагностику сердца. Я познакомился с ним в 1988 году, когда пришел к главе иешивы «Тора Академи» рабби Давидовицу. Мы обсуждали возможность создания новой школы для детей русскоязычных иммигрантов. Когда в кабинет вошел молодой человек, рабби воскликнул: «Вот тот, кто вам нужен!» Его слова оказались пророческими. Признаюсь, что, когда Эфраим сказал мне, что хочет стать учителем Торы, я пытался его отговорить. «Работа с подростками — тяжелый труд, — предупредил я. — К тому же ты только стал специалистом в области диагностики сердца». «Мое призвание — учить детей Торе!» — ответил он. Хорошо, тогда становись специалистом «еврейского сердца!», — пошутил я.

Для многих учеников «Синай Академи» рабби Вашовский не только учитель, но и друг, открывший для них двери своего дома и свое сердце. Быть учителем — это талант, которым Б-г наделил рабби Вашовского, может быть, еще и потому, что он — почетный и потомственный еврей из колена левитов. Со времен Синайского откровения левиты преподавали Тору народу Израиля.

Наша недельная глава повествует о миссии колена Леви, главой которого был брат Моисея Аарон.

«И говорил Всевышний Моисею: скажи Аарону, чтобы он зажег свечи (Меноры)…» (Бемидбар, 8:2).

— Почему рассказ о зажжении Меноры следует сразу же после рассказа о том, как главы колен приносили дары для освящения Мишкана — Храма в пустыне? — спрашивает Раши и приводит слова Талмуда о том, что Аарон испугался, увидев, что главы колен приносили дары, а колено левитов не участвовало в освящении Храма. «Твоя доля больше их, ведь ты зажигаешь свет Меноры!» — сказал ему Всевышний.

Почему зажжение Меноры — это большая доля, чем приношение даров — священных сосудов, которые были необходимы для службы в Храме? Рамбан приводит слова Мидраша о том, что когда Храм будет разрушен, то служба прекратится, но свет Меноры никогда не погаснет! Однако с разрушением Храма и свечи Меноры не зажигались. Тора намекает на Ханукальную Менору, во имя которой потомки Аарона, Маккавеи, подняли восстание против греков, и свет которой с тех пор не гаснет в еврейских домах.

Зажжение Меноры — это символ, выражающий миссию Аарона и его колена левитов, которые должны были стать учителями и нести свет Торы евреям.

Когда евреи вошли в Израиль, то каждое колено, кроме левитов, получило свой удел земли. Рамбам пишет: «Почему не удостоилось колено Леви удела в Земле Израиля вместе со своими братьями? Потому что оно избрано… учить народ путям праведным… И не только одно колено Леви, но и каждый человек, чья душа стремится служить Всевышнему, осветится святостью, и будет Всевышний его уделом» (Законы Шмиты, 13:13).

Миссия левитов среди евреев подобна миссии еврейского народа среди народов мира. Заключая союз с Авраамом, Всевышний говорит: «Посмотри на небо и сосчитай звезды… таково будет потомство твое» (Берешит 15:5). «Я, Всевышний… сделаю тебя светом для народов», — сказано у пророка Исайи (42:6). «Те, кто направляют людей по пути праведности (будут сиять) как звезды», — говорит пророк Даниэль (12:3).

Почему преподаватели Торы подобны звездам? — Свет звезды преодолевает огромные расстояния, и для того, чтобы он достиг нас, требуется время! — объясняет Рав Пам. — Учителя должны обладать терпением и верить в то, что с течением времени свет достигнет человеческих сердец!..

— Почему вы так стараетесь нас учить? — в шутку спросил однажды рабби Вашовского ученик 9 класса. — Разве вы не знаете, что ваши слова в одно ухо входят, а из другого выходят?

— Ты обрадовал меня, — ответил рабби. — Если слова Торы входят хотя бы в одно ухо, то что-то обязательно останется!..


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.