Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Аси: цдака важна как все заповеди, вместе взятые.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Я звоню вам из Израиля, чтобы выразить свою благодарность, — взволнованно произнесла женщина на другом конце провода, обращаясь к рабби Эфраиму Вашовскому в Бруклине. — Вы мой первый учитель! Благодаря вам я начала учиться в еврейской школе в Кишиневе, переехала в Израиль. Через несколько дней я выхожу замуж за выпускника иешивы «Шуву»…

— Пять лет назад я приехал в Кишинев на несколько дней, но посетил только еврейскую школу для мальчиков, — удивился рабби Вашовский.

— Вы не знакомы со мной, я же помню, как вы сидели с учениками в тени дерева недалеко от Комсомольского озера, — объяснила она. — Я шла по аллее парка и, увидев Вас, прислушалась, стоя за деревом. То, что Вы говорили, запало мне в душу. После этой встречи в парке я начала искать еврейскую школу в Кишиневе…

Эта история вдохновила меня, — делится рабби Вашовский. — Иногда занимаясь с русскоязычными подростками в Бруклине, мне кажется, что мои ученики меня не слышат, а мои слова не доходят до их сердец.

Однако педагог должен обладать терпением, верить в своих учеников и не сдаваться! Пройдут годы, и окажется, что какая-то девушка слушала его, спрятавшись за деревом!

… Эфраим приехал с родителями из Кишинева, когда ему было 11 лет, учился в городской, а потом в еврейской школе, поступил в Нью-Йоркский университет, изучал диагностику сердца. Я познакомился с ним в 1988 году, когда пришел к главе иешивы «Тора Академи» рабби Давидовицу. Мы обсуждали возможность создания новой школы для детей русскоязычных иммигрантов. Когда в кабинет вошел молодой человек, рабби воскликнул: «Вот тот, кто вам нужен!» Его слова оказались пророческими. Признаюсь, что, когда Эфраим сказал мне, что хочет стать учителем Торы, я пытался его отговорить. «Работа с подростками — тяжелый труд, — предупредил я. — К тому же ты только стал специалистом в области диагностики сердца». «Мое призвание — учить детей Торе!» — ответил он. Хорошо, тогда становись специалистом «еврейского сердца!», — пошутил я.

Для многих учеников «Синай Академи» рабби Вашовский не только учитель, но и друг, открывший для них двери своего дома и свое сердце. Быть учителем — это талант, которым Б-г наделил рабби Вашовского, может быть, еще и потому, что он — почетный и потомственный еврей из колена левитов. Со времен Синайского откровения левиты преподавали Тору народу Израиля.

Наша недельная глава повествует о миссии колена Леви, главой которого был брат Моисея Аарон.

«И говорил Всевышний Моисею: скажи Аарону, чтобы он зажег свечи (Меноры)…» (Бемидбар, 8:2).

— Почему рассказ о зажжении Меноры следует сразу же после рассказа о том, как главы колен приносили дары для освящения Мишкана — Храма в пустыне? — спрашивает Раши и приводит слова Талмуда о том, что Аарон испугался, увидев, что главы колен приносили дары, а колено левитов не участвовало в освящении Храма. «Твоя доля больше их, ведь ты зажигаешь свет Меноры!» — сказал ему Всевышний.

Почему зажжение Меноры — это большая доля, чем приношение даров — священных сосудов, которые были необходимы для службы в Храме? Рамбан приводит слова Мидраша о том, что когда Храм будет разрушен, то служба прекратится, но свет Меноры никогда не погаснет! Однако с разрушением Храма и свечи Меноры не зажигались. Тора намекает на Ханукальную Менору, во имя которой потомки Аарона, Маккавеи, подняли восстание против греков, и свет которой с тех пор не гаснет в еврейских домах.

Зажжение Меноры — это символ, выражающий миссию Аарона и его колена левитов, которые должны были стать учителями и нести свет Торы евреям.

Когда евреи вошли в Израиль, то каждое колено, кроме левитов, получило свой удел земли. Рамбам пишет: «Почему не удостоилось колено Леви удела в Земле Израиля вместе со своими братьями? Потому что оно избрано… учить народ путям праведным… И не только одно колено Леви, но и каждый человек, чья душа стремится служить Всевышнему, осветится святостью, и будет Всевышний его уделом» (Законы Шмиты, 13:13).

Миссия левитов среди евреев подобна миссии еврейского народа среди народов мира. Заключая союз с Авраамом, Всевышний говорит: «Посмотри на небо и сосчитай звезды… таково будет потомство твое» (Берешит 15:5). «Я, Всевышний… сделаю тебя светом для народов», — сказано у пророка Исайи (42:6). «Те, кто направляют людей по пути праведности (будут сиять) как звезды», — говорит пророк Даниэль (12:3).

Почему преподаватели Торы подобны звездам? — Свет звезды преодолевает огромные расстояния, и для того, чтобы он достиг нас, требуется время! — объясняет Рав Пам. — Учителя должны обладать терпением и верить в то, что с течением времени свет достигнет человеческих сердец!..

— Почему вы так стараетесь нас учить? — в шутку спросил однажды рабби Вашовского ученик 9 класса. — Разве вы не знаете, что ваши слова в одно ухо входят, а из другого выходят?

— Ты обрадовал меня, — ответил рабби. — Если слова Торы входят хотя бы в одно ухо, то что-то обязательно останется!..


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.