Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина
Материалы рассылки за 5769 год

ХАГ САМЕАХ!Не забудьте приготовить «эрув тавшилим»!

«Насо» («Определи число»)Шавуот

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана. Вечером в четверг начинается праздник Шавуот, День дарования Торы. В этом году он примыкает к субботе. Не забудьте приготовить эрув тавшилин! По обычаю всю ночь праздника во всех синагогах занимаются изучением Торы. В ходе утренней молитвы читают Книгу Рут и молитву за души умерших родных — «Изкор». За пределами Израиля праздник продолжается два дня. В конце первого дня праздника, до захода солнца, снова зажигают свечи. Книгу Рут и «Изкор» читают во второй день праздника.

По личным причинам

Книга Рут написана пророком Шмуэлем и содержит историю моавитянки Рут, нееврейки, принявшей иудаизм и в браке с евреем Боазом ставшей матерью династии наших царей. Рут — прабабушка царя Давида.

Мы не анализируем здесь, за что Рут удостоилась такой чести, это — отдельная тема. Нас интересует, почему такова была воля Небес, чтобы прабабушкой еврейского царя стала моавитянка. Почему Всевышний выбрал для царской династии в народе Израиля, законы которого очень серьезно относятся к происхождению, именно такую родословную? Этот вопрос связан с другим: почему Книгу Рут читают в Шавуот, День дарования Торы?

Прежде чем ответить на эти вопросы и объяснить связь между ними, которая кажется несколько неожиданной, скажем несколько слов о народе Моава, из которого вышла Рут.

Сказано в Торе: «Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Г-спода» (Дварим, 23:4). А это значит, что браки евреев с представителями этих народов, присоединение к еврейскому народу закрыто для них навсегда. Почему? Ведь Амон и Моав не были такими злодеями, как Эдом, потомком которого является ненавидящий евреев Амалек, не были так испорчены и не угнетали нас так, как египтяне, однако именно их мы должны безоговорочно сторониться. За что? «За то, что не встретили они вас хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта» (Дварим, 23:4). И всего-то? Они не напали на евреев, не прибегли к оружию, не затеяли войну, никого не убили. Не угостили прохожих? Так, может быть, им это было не по средствам? Правда, нанять пророка Билама, чтобы тот проклял весь еврейский народ, им оказалось по карману! Если говорить коротко (поскольку и это — не наша тема), один проступок усугубляет другой, а за ними последовали и еще более тяжелые прегрешения.

Рут — прямой потомок Балака, царя Моава, того самого, что обратился к Биламу. И она-то стала прабабушкой Давида!

Странно. Во всех случаях, когда у нас есть выбор, мы выбираем вещь, качество которой для нас несомненно. Особенно там, где речь идет о соответствии алахическим законам, так сказать, «кашерности». По еврейским законам, царь должен вести народ по пути Торы. Он должен быть не просто евреем, а праведным евреем. А тут что же? Тем более что с моавитянами запрещено вступать в брак! В Торе прямо так и сказано. Один из персонажей Книги Рут, когда ему предложили жениться на Рут, ответил: «Боюсь, как бы не испортить мое наследие». Так неужели Давид появился на свет в результате нарушения закона Торы?! И этого пожелал сам Б-г? И велел помазать его на царство?

Приведу толкование, которое я слышал от отца, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, а он, как мне помнится, приводил его от имени рава Элияу-Акивы Рабиновича, редактора одного из первых религиозных журналов «А-пелес», выходившего в позапрошлом веке.

Толкование такое.

Как мы знаем, у горы Синай еврейский народ получил и Письменную, и Устную Тору. Если пользоваться сравнением рава Шимшона-Рефаэля Гирша, Устная и Письменная Тора соотносятся, как лекция и ее краткая запись, конспект. Тому, кто не слышал лекции, трудно понять содержание конспекта. Только глубокое и постоянное изучение Устной Торы позволяет нам делать правильные заключения из Торы Письменной.

Устная Тора — основная сила, духовный стержень еврейского народа. Во все времена знатоки Торы были для евреев наставниками и руководителями. Сотни лет до того, как евреи поставили над собой царя, ими руководили духовные авторитеты, судьи и пророки. Тора предписывает евреям в каждом поколении поступать согласно мнению мудрецов.

Подчиняться мнению мудрецов — серьезное испытание для царя и для людей, принадлежащих к высшим слоям общества. Не все и не всегда соглашались с этим. Так, во времена Второго Храма, во второй половине этого периода, в иудаизме возникло течение саддукеев (цадоким), которые требовали буквального понимания Письменной Торы, без соотнесения ее с Устной Торой, что приводило к серьезным искажениям ее законов. Проистекало это требование, по мнению наших мудрецов, не из «теоретических» религиозных соображений, а из общественно-политических. Недаром течение это просуществовало лишь до захвата Иудеи римлянами. После разрушения Второго Храма мы больше о саддукеях не слышим.

Вернемся к происхождению Давида. Если буквально следовать Письменной Торе, приведенному выше стиху из «Дварим» («Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Г-спода»), то к происхождению Давида можно предъявить серьезные претензии. Устная Тора, анализируя этот стих, объясняет, что запрет на браки с представителями Амона и Моава распространяется только на мужчин. Нельзя выходить замуж за амонитян и моавитян. Жениться на амонитянках и моавитянках можно. Так что в браке Боаза и Рут нет нарушения алахи.

Таким образом, права Давида и его потомков на трон имеют своей основой авторитет Устной Торы. У них был особый стимул не пренебрегать ею. Потомки Давида были лично заинтересованы в том, чтобы евреи воспринимали единство Устной и Письменной Торы глубоко и серьезно. От этого зависело отношение народа к царской династии. Среди царей дома Давида были люди с разными достоинствами и недостатками. Но от одного прегрешения они были избавлены — от умаления авторитета мудрецов. Поддайся кто-нибудь из них искушению подвергнуть сомнению Устную Тору, он мог бы услышать в ответ: «Прежде сойди с трона…» Так что своеобразное происхождение помогало им выполнять их царские обязанности, которые, как мы уже говорили, заключались в том, чтобы вести еврейский народ по пути Торы.

Таково одно из объяснений, почему волей Небес наш царский дом берет свое начало от моавитянки. И это же объясняет, почему мы читаем Книгу Рут в День дарования Торы. Чтобы хорошо осознать, что Письменная и Устная Тора — это одно целое, что они неразрывны и не могут существовать одна без другой.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.