Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Кто первый? Этот вопрос совсем не такой безобидный, каким может показаться на первый взгляд. Борьба за первенство между Каином и Авелем вызвала зависть, привела к первому братоубийственному конфликту в истории. Из-за борьбы за первородство Эйсав возненавидел Яакова. Братья позавидовали лидерству Йосефа, что привело к конфликту, который через века трансформировался в междоусобные войны их потомков, колен народа Израиля.

Конечно, любую черту характера можно подчинить служению благородной цели. Даже зависть совсем не обязательно должна быть черной, когда человек стремится унизить или даже уничтожить стоящего в чем-то выше его соперника. «Зависть мудрых увеличивает мудрость», потому мудрый человек сам старается подняться до уровня соперника, обрести больше знаний, мудрости, праведности.

И все же велика опасность зависти. Потому в день, когда завершилось строительство Мишкана — Храма в пустыне, который символизировал единство народа, главы колен Израиля принесли совершенно одинаковые дары в Храм. Почему одинаковые?

Рав Гирш поясняет: «Они принесли их все вместе, одновременно, символически демонстрируя равенство всех колен и свое единодушие в отношении к Храму».

Однако Вс-вышний указал Моисею, чтобы «каждый день один глава колена принес свое пожертвование» (Бамидбар 7:1—10).

Рав Гирш объясняет: «Вс-вышний повелел, чтобы каждому главе колена был назначен особый день для жертвоприношения. Ибо каждое колено представляет собой уникальное сочетание качеств, которые позволят внести свой собственный вклад в осуществление предначертанной народу в целом миссии».

Мидраш приводит мнение, что, несмотря на одинаковые дары всех колен, тем не менее у каждого были свои особенные причины выразить благодарность за уникальные события их истории.

Важный урок: разные люди могут совершать внешне одни и те же поступки, выполнять одни и те же заповеди, но наполнять их совершенно разными намерениями, переживаниями. Так же, как у человека есть тело и душа, так и у заповеди есть физическое действие и духовное наполнение мыслью и чувством. Уровень поступка зависит не только от движения руки, но и, если можно так выразиться, от движения души.

Это же верно в жизни одного человека, который каждый день может выполнять одну и ту же заповедь, произносить одни и те же слова молитвы или совершать один и тот же поступок. Искусство сохранения свежести чувств заключается в том, чтобы человек никогда не повторялся, открывая каждый раз что-то новое в заповедях, словах молитвы… в окружающих людях. И чем больше души мы вкладываем в исполнение заповеди, тем больше обретаем вдохновения в жизни…

Почему Тора, в которой нет лишней буквы, ненужного слова, повторяет двенадцать раз одно и то же? В первый день глава колена Йехуды принес свои пожертвования — и следует длинный список даров. Во второй день глава колена Исахар принес свои пожертвования — и следует тот же список даров. Почему Тора повторяет один и тот же список даров двенадцать раз? Не лучше ли было бы ограничиться одним предложением: «Все главы колен принесли эти дары?»

Рамбан объясняет, что Вс-вышний выделил каждому колену свой день для того, чтобы оказать всем уважение и чтобы не было в списке глав колен первых и последних. Рав Эзрахи, глава иешивы «Ацерет Исраэль» в Иерусалиме, удивляется сказанному: «Что изменилось от того, что, вместо одного списка глав колен, последовало описание, как каждый день один глава колена за другим приносят свои дары в Храм? Ведь и в этом случае был первый и последний!»

Тора учит нас великому правилу оказания уважения человеку. Когда глава колена заходил в свой день в Храм, то для Всевышнего не существовало никого, кроме него. Так же и мы, общаясь с кем-то, должны оказать ему такое уважение и внимание, чтобы он почувствовал, что для нас нет никого в мире, кроме него!


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.