Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

… Когда мэр одного американского города заехал на автозаправочную станцию, то его жена обратила внимание на работника, который подошел заправить машину бензином.

— Этот человек когда-то ухаживал за мной! — вдруг сказала она.

— Ты рада, что вышла замуж за меня, а не за него? — отреагировал муж. — Ведь ты стала женой мэра, а могла стать женой заправщика.

— Если бы я вышла замуж за него, то мэром стал бы он!

… В каждой шутке есть доля правды. И эта шутка — не исключение. Жены действительно оказывают влияние на мужей, пишет раввин и доктор Авраам Тверский в своей книге «Это не так трудно, как кажется». «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина!» — говорят американцы. «Если мужчина — это голова, то женщина — шея!» — шутят русские. «Ищите женщину!» — лаконично заключают французы. «Мужчина правит миром, а женщина правит мужчиной!» — утверждает Владимир Леви в книге «Искусство быть собой». Талмуд же иллюстрирует эту идею рассказом, случившимся в стране Израиля два тысячелетия назад.

Безграмотный Акива работал на поле богатого и образованного еврея Калба Савуа. Дочь хозяина Рахель сумела оценить огромный духовный потенциал Акивы и пообещала выйти за него замуж, если он начнет изучать Тору. Узнав о намерении дочери, Калба Савуа разгневался…

… Обратите внимание: отца не волновала бедность Акивы, он хотел праведного и мудрого мужа для своей дочери. Это свидетельство того, что героями еврейского народа становятся не богачи и богатыри, а добрые и мудрые люди…

Рахель и Акива не отказались от своей любви, не испугались трудностей. Они жили в бедности вдали от имения Калба Савуа. Вдохновленный своей женой, Акива ушел учиться в академию и там постигал глубины мудрости.

Двадцать четыре года спустя рабби Акива возвращался домой в окружении тысяч учеников. Рахель вышла встречать мужа, но не могла пробиться сквозь толпу. Увидев ее издалека, великий мудрец публично выразил уважение жене: «Все, что я познал в Торе, и все, что познали вы, — благодаря ей!»…

В чем причина того, что неуч стал мудрецом: в скрытых талантах рабби Акивы или в любящей его жене Рахель, сумевшей их разглядеть?

У рабби Акивы, без сомнения, был великий талант. Огромные способности могут скрываться в людях, которые, на первый взгляд, кажутся бесталанными. Скрытый потенциал человека подобен спящим под снегом семенам. С наступлением весны солнце согревает землю, семена пробуждаются и прорастают к свету. Так же и скрытые таланты раскрываются под воздействием света и тепла.

Велика и заслуга Рахели, которая вдохновила мужа своей любовью. Любящие люди стремятся видеть в любимых все самое хорошее. Они ищут и потому находят скрывающиеся в них таланты.

Почему находят? — удивитесь вы. Мы, как правило, оправдываем доверие, которое нам оказывают окружающие. Если человека постоянно упрекать, что он лентяй, то он может в это поверить и стать лентяем. Если же напоминать ему о его достоинствах и талантах, то он может поверить в себя и реализовать талант, о существовании которого даже не подозревал. Все мы нуждаемся в людях, которые в нас верят, ибо верой своей они помогают нам поверить в себя, в свои силы.

Любовь и вера являются основой взаимоотношений не только между супругами, но и родителями и детьми, учителями и учениками, друзьями и коллегами.

Существует великое заблуждение. Некоторые полагают, что можно управлять людьми, используя угрозы, ультиматумы, наказания. Но чем большее они пытаются силой навязать другим свою волю, тем большее неприятие вызывают, ибо воздействие силы рождает противодействие…

Цель воспитания состоит не в том, чтобы заставить ребенка бояться наказания, а в том, чтобы он хотел оправдать доверие родителей, не потерять уважения в их глазах. Еще важнее, чтобы он научился уважать себя, обрел чувство собственного достоинства, которое не позволит ему совершить недостойного поступка…

… «Возлюби ближнего, как самого себя!» (Ваикра, 19:18), — учил рабби Акива, считая эту заповедь главным правилом, духовной сутью всех законов Торы.

Однако Талмуд утверждает (Йевамот, 62: ), что ученики рабби Акивы умерли из-за того, что «не проявляли должного уважения друг к другу». Рабби Акива учил своих учеников любви к людям, почему же они не проявляли уважения друг к другу?

Позволю себе привести несколько ответов на этот глубокий вопрос.

— С учеников рабби Акивы был больший спрос, ибо они обладали большими знаниями и потому — ответственностью, — слышал я на уроке ответ рава Меира Ходоша.

— Любовь и уважение — это не одно и то же. Любовь выражает стремление к единству, уважение же признает различия и границы. Рабби Акива учил своих учеников любви, а его ученики должны были научиться уважать людей.

— Ученики рабби Акивы были наказаны не за то, что не уважали, а за то, что не оказывали должного уважения друг другу. Не достаточно уважать в сердце, необходимо научиться выражать уважение словами и поступками.

— Ученики рабби Акивы не выдержали испытания талантом. Каждый из них знал всю Тору и считал, что не нуждался в знаниях других людей. Однако Тора даруется не гениям-одиночкам, а народу обретшему единство.

И, наконец, тонкий ответ рава Пама: они не выдержали испытания скромностью! Чем больше знает человек, тем больше убеждается в том, как много еще нужно познать. Мудрые ученики рабби Акивы убедились в том, что они еще очень мало знают, не проявляя должного уважения к себе! Как следствие, они не оказывали должного уважения к таким же, как они, мало знающим людям.

Иногда мы проявляем недостаточное уважение к себе, своему здоровью, своей душе, своему времени и потому также неуважительно относимся к своим близким. Для того, чтобы оказывать уважение другим, человек, прежде всего, должен научиться уважать себя!

… «Сосчитай (дословно — подними голову) евреев» (Бемидбар, 4:22), — обратился Всевышний к Моисею в Синайской пустыне. Смысл этого указания состоял не только в том, чтобы сосчитать евреев. В процессе счета каждый человек представал перед Моисеем, который должен был «поднять голову» — помочь каждому ощутить свою значимость. «Если Моисей оказывает мне уважение, то и я должен уважать себя!», говорили они.

Подобно Моисею, мы должны научиться «поднимать головы» окружающих нас людей, помня, что для этого нужно научиться, в первую очередь, поднимать свою голову!


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.