Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Праздник Дарования Торы, Шавуот, мы отмечаем шестого числа месяца сиван. В этом году — в воскресенье 4-го июня (с вечера 3-го до вечера 4-го; будьте осторожны: праздничные свечи надо зажечь с появлением звезд на небе, после окончания Субботы).

Название праздника происходит от слова шавуа, неделя. Дело в том, что Шавуот единственный праздник, дата которого не указана в Торе. Про него сказано, что сразу после принесения хлебной жатвы, сделанной из первого ячменя года (эту жертву в Храме приносили по завершении первого дня праздника Песах, 16-го нисана), надо отсчитать семь недель, 49 дней, и по окончании отсчета, на 50-ый день, отметить праздник Шавуот; буквально «недели».

То же название можно прочесть с другой огласовкой и тогда получится слово швуот, клятвы. Такое прочтение говорит нам, что в этот день были даны две клятвы: одну дал Всевышний, поклявшийся, что не заменит нас другим народом, а другую дали мы, евреи, обещавшие, что не изменим Ему и не будем поклоняться никаким другим богам.

Праздник Шавуот называется Днем первых плодов, Йом-Абикурим, потому что в этот день, в соответствии с заповедью Торы (см. Ваикра 23), в Храм приносили два каравая хлеба, испеченных из первой пшеницы нового урожая. И еще: в праздник Шавуот начинают созревать самые первые плоды. Тора повелевает каждому еврею принести в Храм первые созревшие у него в саду и в поле плоды из списка семи плодов, которыми славится Земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслина, финики.

Почему Тора не сообщает, что день праздника Шавуот — это день Дарования Торы у горы Синай? Потому что получение Торы не ограничивается одним днем: каждый раз когда еврей садится ее изучать ­он получает ее заново. Наши учителя сказали: «Каждый день — новый в твоих глазах». В том смысле, что каждый день ты стоишь у горы Синай и принимаешь Тору из уст Всевышнего.

Читать тематический обзор по празднику Шавуот


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин