Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«А этот муж Моше был самым скромным из людей на земле» (12:3)

Раби р. Йешая Шимон Хаим (Исмах) Овадия, рав города Сафро, решил опубликовать свои алахические решения в приложении к книге Авней шаиш. Иерусалимский издатель, печатая книгу, в титульном листе назвал автора равом Овадией из города Сафро. Случайно в типографию зашел знаменитый иерусалимский рав. Увидев первые оттиски книги, он приказал издателю переделать титульный лист и написать на нем «Арав агаон», т.е. «выдающийся рав». Так тот и сделал.

Когда р. Йешая получил отпечатанный экземпляр, у него потемнело в глазах, и он, склонив голову, заплакал, отказался от еды и сел в угол, как если бы пребывал в трауре. Не помогали никакие уговоры. В конце концов, было решено тут же послать телеграмму из Сафро в Иерусалим с просьбой спрятать уже отпечатанный тираж и сделать новый, где не будет упомянуто слово «Гаон». Только после того как это было сделано, рав успокоился и сказал, что теперь нечего ему стыдиться ни в этом мире, ни в мире грядущем».

«И Аарон сказал Моше: прошу, господин мой» (12:11)

Рав Йеуда бен Атар, один из знаменитых мудрецов города Феса (Марокко), проходил как-то мимо магазина угольщика. Обратился к раву владелец магазина и попросил: «Раби, я очень голоден. Я хочу пойти домой поесть, может быть, ты посторожишь магазин?» «Пожалуйста, сын мой», — ласково ответил рав. Угольщик встал и пошёл, а рав Йеуда остался стоять в дверях магазина, запорошенного угольной пылью.

Проходивший мимо рав Яаков бен Цур, увидел р. Йеуду и спросил, он там делает.

Ответил р. Йеуда как есть: сказал, что стережет магазин до возвращения хозяина. Удивился раби Яаков: «А что же будет с Торой?»

Ответил раби Йеуда: «Всегда затруднялся понять слова трактата Ктубот Иерусалимского Талмуда: “Всё, что скажет мне человек, сделаю”. Не понимал я намерений и смысла слов автора. Ведь был он сказочно богат и мог исполнить желание любого, и обязан был сделать так по закону: оказать помощь из сострадания к другим людям.

Но сейчас я понял.

Даже, если б обратился угольщик к автору Талмуда и попросил постеречь магазин, по закону никто не должен охранять из-за почёта Торы, но, тем не менее, не отказался бы посторожить мешки с углём.

И если автору Талмуда приятно было откликнуться на просьбу любого еврея, даже просьбу такого необычного рода, то насколько же я обязан поступать также и выполнять желание любого еврея…»

С разрешения издательства «Швут Ами»


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.