Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Аава раба, «С великой любовью…» — первые слова благословения, которое читается непосредственно перед утренней молитвой Шма Исраэль. Согласно Шмуэлю, великому учителю эпохи Талмуда, оно читалось по утрам священниками Иерусалимского храма. Так же считает автор самого первого молитвенника, раби Амрам-гаон, тоже вавилонский мудрец, но уже послеталмудической эпохи (руководитель академии в Суре, 9 век). Слова этой молитвы составлены в древнейшие времена членами Большого собрания мудрецов в начале периода Второго Храма. Текст молитвы представляет собой благодарение за особую любовь Творца к еврейскому народу. Перед этим благословением идет другое — с благодарением за наступление светлого дня. Об этих двух благословениях написал раби Ашер из французского города Люнель (12 век): «Солнце светит только днем, Тора днем и ночью. Мы славим Творца сначала за солнце, а затем за Тору, которая просветляет душу».

Главная тема этой молитвы — любовь. Она так и завершается: «Благословен Ты, Всевышний, с любовью избравший Свой народ». Но еще раньше идут слова в высшей степени характерные для отношения евреев к своему Творцу и к Торе: «Дай нашему сердцу понять и уразуметь, осмыслить, выучить и обучить, соблюсти, выполнить и осуществить все слова учения Твоей Торы — с любовью!» Мы не просто просим наделить нас особыми способностями, чтобы понять Тору, но просим помочь нам ПОЛЮБИТЬ Тору и ее заповеди. Без любви нет ни понимания, ни учебы, ни осуществления. И Он дает нам эту любовь в каждом поколении.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше