Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший человек и дальним близок, плохой — и ближним далек»Раби Шломо Алеми
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Однажды, обращаясь к известной активистке Нью-Йорка Малке Будиловской, я спросил, не родственница ли она раввина Будиловского. Да, конечно, но… только не по крови, — ответила она с улыбкой. — Когда мы приехали в Америку, рав Моше давал лекции в НАЯНе. Там ему сообщили, что приехала его однофамилица. Тогда он позвонил мне и поинтересовался, не родственники ли мы. Мы не нашли родственных связей, но стали близкими друзьями. По субботам и праздникам я приходила к нему домой со своими детьми и внуками. Мы садились за празднично накрытый стол вместе с его женой, детьми и группой учеников еврейской школы «Шерит Исраэль». Помню, что я обратилась к раву Моше с бестактным вопросом: «Зачем тратить время на молитвы?» Рав Моше улыбнулся: «Что вы, Малка, разговаривать с Всевышним великое счастье!»

Ровно пять лет назад, в 2001 году, когда в синагогах читалась глава Торы о смерти сыновей Аарона, все мы были потрясены сообщением о том, что в Кишиневе скончался рав Моше Будиловский. В Нью-Йорке проживают многочисленные ученики и почитатели рава Будиловского, который приехал в Америку в конце 80-х годов, основал центр «Шорошим», а затем прославившуюся в русскоязычной общине школу «Шерит Исраэль». В 1997 году рав Моше оставил благополучную Америку и возглавил еврейскую школу Кишинева, которая под его руководством выросла от двадцати до двухсот учеников. И сегодня активисты еврейского студенческого центра «Гилель» в Кишиневе вспоминают о том, как рав Будиловский приходил к ним в преддверии Йом Кипура, объяснял смысл молитв и благословений, учил студентов трубить в шофар. Встречаясь с русскоязычными студентами колледжей, мне часто приходится слышать, как молодые люди с гордостью говорят: «Я учился у рава Будиловского!»

Рав Моше родился в Киеве, окончил Ленинградский университет по специальности китайский язык и вскоре был отправлен служить переводчиком на китайскую границу. Вернувшись из армии, рав Моше репатриировался в Израиль, где познакомился с выдающимся учителем равом Ицхаком Зильбером. В течение многих лет рав Моше изучал Тору в иешиве «Двар Йерушалаим», ежедневно посещая занятия рава Зильбера, который и воспитал в нем чувства любви и преданности своему народу. Любви, освещающей смыслом всю жизнь, и преданности, побеждающей смерть!

«И говорил Всевышний Моисею после смерти двух сыновей Аарона, когда они, приблизившись к Б-гу, умерли» (Ваикра 16:1).

Сыновья Аарона умерли во время службы в Храме. По мнению Аризаля, смерть праведников явилась не только искуплением греха золотого тельца поколения Синайской пустыни, но и источником искупления грехов всех будущих поколений евреев. Не случайно в день прощения — Йом Кипур — в синагогах читается именно этот отрывок Торы. Своей смертью во время службы в Храме сыновья Аарона продемонстрировали самоотверженную преданность Всевышнему и своему народу. Эта смерть вдохновляла евреев на подвиги веры во всех поколениях. Греки и римляне, крестоносцы и инквизиторы пытались под страхом смерти оторвать евреев от веры отцов. Но праведники шли на смерть, освящая Имя Всевышнего и вдохновляя других жить во имя Всевышнего! Человек, проявляющий готовность умереть во имя добра, вдохновляет других жить во имя добра…

Рав Моше Будиловский умер, подобно сыновьям Аарона, служа своему народу, — обучая еврейских детей в Кишиневе…

Когда я рассказал об этом ученикам 12-го класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине, один из них воскликнул: «Я тоже ученик рава Моше Будиловского! Мне было шесть лет, когда я приехал в Америку. Родители привели меня в “Шерит Исраэль”, и рав Моше дал мне мое еврейское имя — Йосеф. Я навсегда запомнил его очень добрым человеком. Однажды я опоздал на школьный автобус и стоял в страхе и растерянности. Рав Моше успокоил меня, посадил в свою машину и отвез домой»…

Всю свою жизнь рав Моше помогал потерявшимся детям найти дорогу домой…


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.