Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал царь Шломо: «Тот, кто гонится за милостью (цдакой) и добротой, обретет жизнь, милость (цдаку) и славу».»(Мишлей, 21:21)
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Однажды, обращаясь к известной активистке Нью-Йорка Малке Будиловской, я спросил, не родственница ли она раввина Будиловского. Да, конечно, но… только не по крови, — ответила она с улыбкой. — Когда мы приехали в Америку, рав Моше давал лекции в НАЯНе. Там ему сообщили, что приехала его однофамилица. Тогда он позвонил мне и поинтересовался, не родственники ли мы. Мы не нашли родственных связей, но стали близкими друзьями. По субботам и праздникам я приходила к нему домой со своими детьми и внуками. Мы садились за празднично накрытый стол вместе с его женой, детьми и группой учеников еврейской школы «Шерит Исраэль». Помню, что я обратилась к раву Моше с бестактным вопросом: «Зачем тратить время на молитвы?» Рав Моше улыбнулся: «Что вы, Малка, разговаривать с Всевышним великое счастье!»

Ровно пять лет назад, в 2001 году, когда в синагогах читалась глава Торы о смерти сыновей Аарона, все мы были потрясены сообщением о том, что в Кишиневе скончался рав Моше Будиловский. В Нью-Йорке проживают многочисленные ученики и почитатели рава Будиловского, который приехал в Америку в конце 80-х годов, основал центр «Шорошим», а затем прославившуюся в русскоязычной общине школу «Шерит Исраэль». В 1997 году рав Моше оставил благополучную Америку и возглавил еврейскую школу Кишинева, которая под его руководством выросла от двадцати до двухсот учеников. И сегодня активисты еврейского студенческого центра «Гилель» в Кишиневе вспоминают о том, как рав Будиловский приходил к ним в преддверии Йом Кипура, объяснял смысл молитв и благословений, учил студентов трубить в шофар. Встречаясь с русскоязычными студентами колледжей, мне часто приходится слышать, как молодые люди с гордостью говорят: «Я учился у рава Будиловского!»

Рав Моше родился в Киеве, окончил Ленинградский университет по специальности китайский язык и вскоре был отправлен служить переводчиком на китайскую границу. Вернувшись из армии, рав Моше репатриировался в Израиль, где познакомился с выдающимся учителем равом Ицхаком Зильбером. В течение многих лет рав Моше изучал Тору в иешиве «Двар Йерушалаим», ежедневно посещая занятия рава Зильбера, который и воспитал в нем чувства любви и преданности своему народу. Любви, освещающей смыслом всю жизнь, и преданности, побеждающей смерть!

«И говорил Всевышний Моисею после смерти двух сыновей Аарона, когда они, приблизившись к Б-гу, умерли» (Ваикра 16:1).

Сыновья Аарона умерли во время службы в Храме. По мнению Аризаля, смерть праведников явилась не только искуплением греха золотого тельца поколения Синайской пустыни, но и источником искупления грехов всех будущих поколений евреев. Не случайно в день прощения — Йом Кипур — в синагогах читается именно этот отрывок Торы. Своей смертью во время службы в Храме сыновья Аарона продемонстрировали самоотверженную преданность Всевышнему и своему народу. Эта смерть вдохновляла евреев на подвиги веры во всех поколениях. Греки и римляне, крестоносцы и инквизиторы пытались под страхом смерти оторвать евреев от веры отцов. Но праведники шли на смерть, освящая Имя Всевышнего и вдохновляя других жить во имя Всевышнего! Человек, проявляющий готовность умереть во имя добра, вдохновляет других жить во имя добра…

Рав Моше Будиловский умер, подобно сыновьям Аарона, служа своему народу, — обучая еврейских детей в Кишиневе…

Когда я рассказал об этом ученикам 12-го класса еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине, один из них воскликнул: «Я тоже ученик рава Моше Будиловского! Мне было шесть лет, когда я приехал в Америку. Родители привели меня в “Шерит Исраэль”, и рав Моше дал мне мое еврейское имя — Йосеф. Я навсегда запомнил его очень добрым человеком. Однажды я опоздал на школьный автобус и стоял в страхе и растерянности. Рав Моше успокоил меня, посадил в свою машину и отвез домой»…

Всю свою жизнь рав Моше помогал потерявшимся детям найти дорогу домой…


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.