Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

После смерти (ахарей мот) двух сыновей Аарона Б-г повелевает Аарону и другим коэнам проявлять особую осторожность в храмовой службе. Далее описана главная служба первосвященника, совершаемая в Йом кипур. Проведя тщательную подготовку и облачившись в специальные одежды, первосвященник вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых выбирают по жребию для жертвенника, а второго, несущего грехи всего народа, посылают в пустыню «к Азазелю». Тора формулирует обязанности каждого еврея в Йом кипур:10 числа седьмого месяца (тишрея) «смиряйте души свои и никакой работы не делайте». Нельзя есть, пить, пользоваться косметикой, носить кожаную обувь, мыться и вступать в брачные отношения. Затем Тора повторяет строгий запрет на употребление крови в пищу. Кровь убитых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора предостерегает евреев, чтобы они не подражали безнравственным обычаям египтян и хананеев. Перечисляются запрещенные кровосмесительные связи между родственниками. Нельзя также сожительствовать с женой во время ее месячных. Категорически запрещены гомосексуализм, скотоложство и жертвоприношения детей.

Источник жизни

«Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, по которым живет человек, исполняя их»(18:5).

Известно, что организм человека состоит из 248 органов и частей, что соответствует 248 повелительным заповедям («делай»). Некоторые органы, такие как мозг и сердце, играют главную роль; без них нельзя существовать. Другие органы менее важны: человек может обойтись без пальца, руки или уха, хотя и будет ущербным.

Хафец Хаим говорил, что так же обстоит дело и с заповедями Торы. Некоторые из них настолько важны, что, если их не соблюдать, человеку после завершения его земной жизни закрывается доступ в Мир Грядущий, а несоблюдение других заповедей «всего лишь» пятнает душу нарушителя. К последней категории относится, например, мицва наложения тфилин. Тот, не выполняет ее, приходит в Грядущей Мир с духовным «изъяном». С другой стороны, эмуна, вера в Б-га и Его Тору, это фундаментальная заповедь, влияющая на разум человек, его мировоззрение. Недостаток веры может лишить человека права на вступление в Мир Грядущий.

Вот почему Тора требует соблюдать все «Мои установления» и все «Мои законы, по которым живет человек». Имеется в виду жизнь в Мире Грядущем, вечная и прекрасная, чем она выгодно и отличается от жизни в материальном мире.

В Талмуде сказано, что нечестивцы получают всю плату за свои немногие добрые дела в этом мире, полностью лишаясь награды в Мире грядущем. Их заслуги имеют сравнительно малую ценность, поскольку совершаются с нечистыми намерениями. Поэтому и награда за них соответствующая — материальная и преходящая. От духовного блаженства за чертой земного бытия она отличается в той же мере, в какой красивая бархатная коробочка несопоставима по ценности с лежащим в ней бриллиантовым колье. В отличие от нечестивца, праведный человек совершает добрые поступки более высокого разряда и с самыми искренними, чистыми побуждениями, за что и получает награду в Мире Грядущем.

Вот вам и ответ на популярные вопросы: Почему злодеи процветают, а хорошие люди мучаются? Где Б-жественная справедливость?

Потому праведники и мучаются, что вся их награда перенесена в лучший из двух миров. К тому же иудаизм утверждает, что перенесенные при жизни страдания — это дополнительный бонус в посмертном балансе достижений и грехов каждого из нас.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.