Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Посетив Майданек, Освенцим, Варшавское гетто, я была потрясена, — поделилась со мной моя дочь Мирьям-Броха. — Когда я смотрела документальный фильм о Варшавском гетто и видела кадры изнуренных голодом детей, то не смогла сдержать слез…

После окончания школы в Нью-Йорке моя дочь продолжила еврейское образование в Израиле. В преддверии праздника Песах она приняла участие в посвященной теме Холокоста поездке по Польше. В субботу девушки собрались в синагоге в Варшаве.

— Как можно после увиденного продолжать радоваться жизни, отмечать субботы и наши праздники? — спросил собравшихся руководитель поездки рав Кохен. — Этот вопрос стоит перед каждым человеком, пережившим личную трагедию, потерю близкого.

Этот же вопрос стоял перед евреями в момент Исхода. Моисей предписал им печь мацу и с радостью исходить из Египта. Но как можно было радоваться Исходу, если в недавнем прошлом евреи пережили ужасы рабства — их детей топили в Ниле или замуровывали в пирамиды?

В начале пасхального Седера хозяин дома разламывает кусок мацы пополам, одну часть показывает и произносит: «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской… Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем свободными людьми».

Но почему он прячет другую часть мацы?

Для того, чтобы дети нашли ее и получили пасхальные подарки? Несомненно! Но есть и более глубокое объяснение.

С одной стороны, маца напоминает о страданиях рабства — ведь ее ели наши отцы в Египте. С другой стороны, маца — это хлеб веры, вдохновляющий нас надеяться на обретение свободы. Первая половина куска мацы — символ хлеба рабов, а вторая половина, которую прячут до окончания Седера, как бы намекает на то, что есть нечто сокрытое, что раскроется лишь в Конце Дней. Не случайно, что этап Седера, когда приносят последний кусок мацы, называется цафун — спрятанное, сокрытое. Возможно, авторы пасхальной Агады намекали на великую награду переживших страдания праведников: «Как велико добро, которое сокрыл Ты для трепещущих перед Тобой» (Псалмы 31:20). Свет, который Всевышний спрятал для того, чтобы наградить в будущем праведников, также называется «Ор хаЦафун» — «Сокрытый свет». Даже когда еврей проходит сквозь тьму, он все равно не теряет веры в ожидающий его свет.

Наша недельная глава рассказывает о двух сыновьях Аарона, которые умерли во время службы в Храме. Тогда Моисей обратился к брату с утешением. В ответ Аарон не спорил, не обвинял Б-га, он «промолчал» (Ваикра 10:3). «За это молчание Аарон был вознагражден, — объясняет Раши. — К нему одному обратился Всевышний».

Казалось бы, согласно принципу «мера за меру», наградой за молчание Аарона должно было быть молчание Всевышнего. Почему же в награду за молчание Всевышний обратился со словами пророчества не, как обычно, к Моисею, а к Аарону? Потому что иногда молчание выражает больше мыслей и чувств, чем любые слова. За это «красноречивое» молчание Аарон был награжден обращенной к нему речью Всевышнего.

Известно, что пережившие ужасы Холокоста мудрецы Торы не предлагали своих ответов на вопрос «почему?», объясняя, что молчат, подобно Аарону, молчание которого выражало смирение и веру. Подобно Аарону и двум его младшим сыновьям, продолжившим службу в Храме после трагедии, и они восстанавливали разрушенный войной мир…

Всех самозваных судей я прошу: не смейте прикасаться к пеплу святых, вознесенному на алтарь страданий еврейского народа, — пишет узница Краковского гетто Перл Бениш в своей книге «Победить дракона» (с. 9). — Пожалуйста, не предлагайте своих объяснений, не давайте ответов на вопросы, вызывающие у нас боль, потому что в действительности вы ничего не знаете. Потому что не знает никто!

В самые страшные моменты, когда вокруг нас рушился мир, и мы, рыдая, спрашивали «почему?», мы все равно знали то, что сказал царь Давид (Псалом 118:23): «От Всевышнего произошло все это, и это сокрыто от наших глаз!»

Почему все это произошло?

«Это сокрыто от наших глаз! Лишь Тот, Кто направляет ход истории, знает ответ на вопрос “почему?” Придет день, когда мир наполнится мудростью Всевышнего, и тогда мы все сможем понять!»

Придет время, когда сокрытое откроется, и тогда станет ясно, что Всевышний никогда не оставлял свой народ, — пишет рав Гедалия Шор. — И что все страдания изгнания были лишь этапом окончательного освобождения, как сказано: «Я не покидал их, ибо Я — Всевышний, и Я отвечу им» (Захария 10:6).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.