Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно его обрести, призывайте Его, когда Он близко” (Йешаягу 55, 6)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 6
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о награде Пинхаса. Всевышний заключает с ним особый союз мира. Известно из многих источников[1], что Пинхас — тот же человек, как и Элияу, пророк, упомянутый в книге Царств. Что за союз заслужил Пинхас и что означает утверждение: «Пинхас — он же Элияу»?

Ответ:

В конце прошлой главы мы узнали о последнем совете Билама, о том, как искусить еврейский народ[2]. Один из самых мудрых мужей старины дал неслыханный совет, о развращении народа. Возможно впервые в истории, женщины были преднамеренно использованы, чтобы «бороться» с врагом[3]. К сожалению, множество еврейских мужчин попали в их западню. В более позднее время, наши мудрецы сделали много Раввинских декретов, чтобы избежать близости между евреями и неевреями, которая может привести к ассимиляции[4]. Однако в те времена, все еще разрешалось даже пить вино неевреев, и поэтому еврейский народ был легко пойман в ловушку.

Еврейские мужчины приходили на рынок, чтобы купить материалы по низким ценам, и, входя в палатки женщин, они собирались лишь сделать покупки. Однако, после предложения сильного Моавского вина, женщина показывала близость, и начала вести себя неприлично, так что мужчины не были в состоянии управлять собой[5]. Помимо греха запрещенных отношений, женщины смогли уговорить еврейских мужчин поклоняться их идолу — Бааль Пеору. Его поклонение состояло из хождения в туалет перед ним[6]. Большинство людей не видели в этом особого греха, и таким образом нарушали запрет на идолопоклонство, не полностью отдавая себе отчет в этом.

Как обычно случается, когда еврейский народ грешит, находятся введенные в заблуждение лидеры, которые думают о способах «объяснить» нарушения и даже найти галахическое обоснование грехам. Хотя время от времени это может быть оправдано, часто это приводит к еще большим повреждениям: теперь люди думают, что они не делают ничего запрещенного, и не будут даже пытаться раскаяться. В поколении пустыни, Зимри, лидер из племени Шимона решил быть тем, кто найдет оправдание для людей своего племени, которые оказались больше остальных пойманными в западне Моавитян. Зимри думал, что его действия были «Лешем Шамайим[7]», и он даже спорил с Моше публично относительно возможного разрешения перевести Моавитянских и Мидъянитянских женщин в Иудаизм и жениться на них[8]. Чтобы показывать законность своего решения, он непосредственно публично взял Мидъянитянскую принцессу в палатку.

При таких условиях было очень трудно знать, как действовать. Мы имели дело с уникальной ситуацией, когда мицва остановить нарушение даже за счет жизни грешника, но это «Галаха, которую мы не сообщаем[9]». Значение этого утверждения в том, что человеку, который беспокоится за честь Всевышнего, разрешают убить того, кто публично имеет отношения с нееврейской женщиной, но если этот человек пришел бы к раввинам и спросил, должен ли он так делать, они бы ему не советовали. Действительно это очень опасная задача, так как в этом случае его считают нападающим, и грешник может убить его, чтобы спасти свою собственную жизнь!

Даже сам Моше не пробовал убить Зимри[10]. Пинхас был тем, кто взял на себя эту задачу. Много чудес случилось с ним, чтобы он был в состоянии закончить задание успешно[11]. Хотя его акт казался разрушительным[12], он фактически спас еврейский народ. Пинхас был выбран, как очень особый человек в нашей истории. Он — пример «каная» того, кто ревнив для Б-жественной Чести. В награду Всевышний установил вечный союз с ним.

Одно из изменений, которые случились с самим Пинхасом, было изменением в его структуре души. Известно[13], что душа человека состоит из различных частей. В течение жизни, состав души человека может измениться, в том числе и в зависимости от мицв, которые он делает или его грехов. В определенные времена человек может иметь «дополнительные» души, присоединившиеся только временно, в то время как в другие времена они могут постоянно примыкать к нему. Согласно Каббале, после своего подвига Пинхас приобрел души Надава и Авиху[14] (сыновей Аарона, которые умерли, принося Кеторет, см. Вайикра, 10), Он также приобрел две другие души по имени Элияу[15]. В более позднее время в его жизни, одна из этих душ стала доминирующей, и именно поэтому с тех пор он упоминался как Элияу.

Элияу появляется в книге Царств (1:17:1) без предупреждения. Ничто не описано относительно того, кем был этот человек, он рассматривается как почти мистическая фигура, живущая в отдаленном месте и только время от времени появляющаяся среди людей. В том поколении Элияу сделал почти то же самое исправление как во время Моше. На сей раз люди Северного Королевства поклонялись идолу «Баалю» и совершали другие нарушения законов Торы[16]. Надеясь остановить это раз и навсегда, Элияу собрал людей у горы Кармель и публично продемонстрировал власть Всевышнего. Люди были чрезвычайно впечатлены, и по команде Элияу они убили идолопоклоннических священников Бааля. Однако их раскаяние было недолгим, и сам Элияу должен был бежать из Северного Королевства, где царица Изебель угрожала убить его[17].

Как мы знаем, Элияу никогда не умер, но поднялся на небеса живым[18]. То, что он делает сейчас подобно тому, что он делал, когда был в этом мире. Он появляется в различных ситуациях и помогает исправить еврейский народ. Нам обещано (Малахи 3:23), что он объявит приход Машиаха[19]. И мы будем ждать его объявления каждый день.


[1] См. например Йалкут Шимони, Рабейну Бахъе, Баал Хатурим, Ор Ахаим Акодеш и Сфорно в начале этой главы.

[2] См. наши слова к главе Балак. Отметьте, что письменная Тора открыто не заявляет, что безнравственное поведение дочерей Моава и Мидиана было результатом совета Билама. Это — традиция наших мудрецов в Талмуде (Синедрион 106a) основанная на его словах Балаку (Бемидбар 25:14): «я теперь дам тебе совет …», и это также поддерживается описанием Торы смерти Билама (см. Бемидбар 31:16, см. однако Рамбан 25:1).

[3] В более поздние времена подобные стратегии использовались весьма часто и даже в Советском Союзе, существовало специальное ведомство, которое использовало женских агентов, чтобы подстрекать иностранцев, и позже используя шантаж, вынуждали их сотрудничать.

[4] См. Талмуд Шаббат 17б.

[5] Это было особенно верно для мужчин того поколения, которые не были приучены видеть неприлично одетых женщин.

[6] Есть и более глубокие причины того, почему Моавитяне поклонялись своему «богу» в такой отвратительной манере, (см. Зоар 3:238а).

[7] См. Дивре Йоэль , Пинхас, стр. 167.

[8] На практике такой переход не засчитывался т.к. женщины продолжали поклонятся своему идолу.

[9] См. Тур, Эвен Аэзер 16.

[10] Как мы упоминали в главе Хукат, согласно ГР"А это было четвертой ошибкой Моше. В наказание, он не был похоронен в Земле Израиля после его смерти.

[11] См. Талмуд, Синедрион 82б.

[12] Действительно он сначала презирался людьми за то, что убил лидера Израиля.

[13] См. Аризаль Шаар Агилнулим, где описывается множество деталей структуры души.

[14] Зоар 3:217а. См. также Афике Ям, Зевахим 101б, что это подсказано нашими мудрецами (см. Раши 25:13), что Пинхас только стал Коэном после этого эпизода. На самом деле, ведь он теперь приобрел души помазанных Коэнов.

[15] См. Аризаль, Шаар Агилнулим 32-ое введение, см. также Малбим (Мелахим 2:2:9).

[16] См. Пиркей Дерабби Элиэзер, 28 и Радаль там.

[17] См. Аризаль, Шаар Агилнулим 32-ое введение относительно того, почему Элияу испугался угроз Изебель несмотря на то, что он должен был быть неуязвимым.

[18] См. Седер Олам, 17.

[19] См. однако Рамбам, Законы Королей 12:2; см. Вайоэль Моше 1:51.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе