Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о восстании Кораха. До этой главы Корах был упомянут только при перечислении родословной Левитов. Эта глава начинается со слов: «И Корах взял …», и не обсуждает ничего о самом Корахе, за исключением описания его родословной. Тора говорит очень мало о причинах восстания и том, что Корах хотел добиться. Кто такой был Корах, что именно он «взял», в чем была причина его восстания, и чего он пытался достигнуть?

Ответ.

Как мы описали в предыдущей главе и в других местах в наших комментариях, когда мы читаем в Торе о грехах людей тех поколений, мы должны предположить, что грех был намного более умерен, чем кажется на первый взгляд, и что вовлеченные люди думали, что они действовали ради Небес. Тема о Корахе особенно сложна, и даже со всеми нашими попытками мы только получим небольшое представление о глубоких причинах на действия этого великого человека.

Прежде, чем мы пробуем понять причину на диспут Кораха, мы должны пробовать понять, кем был Корах. Известно, что вообще люди, потомки которых являются великими людьми, имеют и сами очень высокий потенциал, хотя он не всегда осуществляется. Относительно Кораха, его дети были соавторовами книги Псалмов[1]. Более поздний потомок Кораха был пророком Шмуэлем, который до некоторой степени сравнивается с Моше и Аароном! Зная, кто потомки Кораха, мы можем начать формировать картину о том, кем был он сам. Это был очень праведный[2] и знающий человек, уважаемый лидер[3] народа, находящийся на очень высоком духовном уровне, хорошо разбирающийся в Торе и в секретной мудрости Кабалы. Он был очень чувствительным человеком, который видел все страдание, которое было приготовлено для еврейского народа после эпизода со шпионами. Как это часто случается, когда наша нация наказывается, истинная причина наказания может быть понята неправильно[4]. Часто праведные лидеры обвиняются в том, что не вели нацию должным образом и их держат ответственными за грехи людей[5].

Весьма логично, что многие, включая Кораха, думали, что одна из причин нашего наказания происходила из-за неудачного лидерства Моше[6]. Возможно, он не должен был посылать разведчиков[7], или возможно он выбрал неправильных людей, чтобы быть разведчиками[8]. Таким образом, Моше не способен правильно выбирать лидеров. Мы видим, что, по крайней мере, в случае разведчиков он потерпел неудачу. Как мы можем тогда знать, что Насиим (принцы) были выбраны Моше согласно повелению Всевышнего? Как раз перед эпизодом с разведчиками, Элицафан сын Узиэля, двоюродный брат Кораха был выбран принцем сыновей Кеhата (Бемидбар 3:30). Еще тогда Корах был очень удивлен. Как Моше мог выбрать Элицафана, сына четвертого сына Кеhата, а не его, Кораза, сына второго сына Кеhата? Корах знал, что он был очень талантлив и знающ и считал очень оскорбительным, что он не был выбран как Наси[9]. Но он держал свои мысли при себе[10]. Теперь, однако, после того, как оказалось, что Моше сделал ошибку при выборе разведчиков, Корах возвратился к своим мыслям.

Согласно Мидрашу[11], Корах фактически предвидел свой большой потенциал, но сделал ошибку, думая, что он будет использован сейчас, в то время как на самом деле он был реализован в его потомке Шмуэле. Духовный корень Кораха был из Гевуры, левой стороны Управления[12] и его душа была связана с Каином, сыном Адама. В определенных случаях «левое» имеет преимущество над «правым», и действительно в конце дней Управление Всевышнего будет через левую сторону. Тогда Левиты, происходящие из Гевуры, будут иметь преимущество перед Коэнами, которые происходят из Хесед (доброты). Левиты тогда поменяются ролями с Коэнами, и они будут служить в Храме[13]. Полный потенциал души Каина будет тогда реализован. Однако в то время, когда Корах начал спор с Коэнами, это было огромным разрушением. Наш мир не может выдержать Управление Всевышнего через чистый суд, и Гевура должна быть подвластной Хесед[14]. Теперь Корах «взял» себе плохие искры души Каина, поэтому глава начинается со слов: «И Корах взял[15]».

Как это часто случается, как только человек начинает падать, он может упасть очень низко. Наши мудрецы заявляют (Талмуд, Шабат 104a): «тот, который хочет стать нечистым, дорога открывается для него». Как только Корах начал предполагать, чтобы некоторые из действий Моше были сделаны не по повелению Всевышнего, открылась возможность сомневаться относительно всего, что делает Моше. Это могло привести людей к решению соблюдать только те заповеди, которые они сами услышали у горы Синай. Все остальное можно было бы считать лишь изобретениями Моше[16]. Корах таким образом начал «избирательную кампанию» против множества мицв Торы, с платформой «равенства для всех» и «концом эксплуатации бедных». «Вся община свята» — сказал Корах, «почему вы пытаетесь управлять народом?» Он привел вдову, которая владела полем[17], и начал объяснять, как эта бедная женщина потеряла все свое имущество из-за несправедливых десятин, назначенных Моше.

Мы часто слышим аргументы, подобные Кораху и сегодня. Однако в противоположность нашего времени, во время Управления Всевышнего в пустыне, наказание было очень быстрым. Кораха проглотила земля[18]. История Кораха учит нас, насколько мы должны доверять нашим праведным лидерам, «глазам общины[19]». В Талмуде (Синедрион 109б) есть разные мнения относительно того, будет ли Корах иметь долю в Мире Грядущем. Согласно мнению большинства[20] он получит часть в Будущем Мире. Он нетерпеливо ждет прибытия Мошиаха, больше, что почти кто-либо еще, так как только тогда закончатся его страдания. И мы будем также надеяться, и ждать полного освобождения, вскоре, в наши дни.


[1] Не вся книга Псаломов была написана Давидом. Эта книга включает пророческие молитвы десяти различных авторов различных периодов времени. Некоторые из Псалмов были написаны детьми Кораха.

[2] Наши мудрецы (Талмуд, Синедрион 109б) упоминают, что один из участников спора — Он сын Пелета, был спасен женой. Она сделал так, что, когда Корах придет, чтобы взять Она с собой, он не сможет войти в их шатер. Она добилась этого тем, что сняла покрытие волос, и села у входа. Ясно, что тогда Корах не будет пробовать войти в шатер, где он должен будет проходить около замужней женщины, волосы которой открыты! Ни закрытие глаз, не отворачивание, ничто не поможет. Не было никакого вопроса в том, что Корах просто не будет в состоянии войти в такой шатер. Теперь давайте спросим себя, сколько современных Раввинов мы могли бы назвать, которые не будут даже заходить в место, где можно встретить замужних женщин с открытыми волосами, (или иначе ненадлежащим образом одетых женщин?)

[3] Рав Моше Тейтелбаум (автор книги Йисмах Моше) рассказывал, что большинство знающих людей было на стороне Кораха, и только простой люд пошел за Моше. Он утверждал, что он сам в одном из своих гилгулей жил в этом поколении, и он не присоединился ни к Кораху, ни к Моше. Когда его спросили, как он мог не присоединиться к Моше, он ответил: «Вы не понимаете, кто был Корах» (см. Дивре Йоэль, Корах, страница 15).

[4] После разрушения Первого Храма, много людей думали, что наказание пришло не из-за несоблюдения заповедей Торы, но напротив из-за недостаточного поклонения идолам (см. Йирмяху, глава 44).

[5] Если Вы почитаете Танах внимательно, Вы увидите много примеров. Царь Ахав обвинял пророка Элияху за наказании голодом (Мелахим 1:18:17). Праведный Царь Хизкияху был обвинен в наказании Ассирийцев (см. Мелахим 2:18:22). Еще много примеров могут быть принесены из более поздних времен и даже из недавней истории. После снижения соблюдения заповедей в течение прошлых 150 лет, многие Раввины написали, что прибудет ужасное наказание, и все же, после разрушений, принесенных Второй Мировой войной, многие обвиняли во всем самих Раввинов!

[6] Мы можем видеть эти чувства, выраженные словами Датана и Авирама (Бемидбар 16:13—14): «… Вы привели нам сюда, чтобы умереть в пустыне, и Вы также хотите управлять нами? Вы не выполнили обещание дать нам землю, текущую молоком и медом, дать нам в наследование поля и виноградники.»

[7] См. Талмуд, Сота 34б; Раши, Бемидбар 13:2—3.

[8] См. Рамбан 16:2.

[9] См. Мидраш Танхума, Корах, 1.

[10] См. Рамбан 16:2.

[11] См. Раши 16:7, Аризаль, Шаар Агилгулим, 33-ье введение, см. также Дивре Йоэль, Корах.

[12] Относительно «правого» и «левого» в Б-жественном Управлении, см. наши слова в главах Ваера и Толдот.

[13] См. Аризаль, Шаар Апесуким, Йехезкель 2:1; Шаар Агилгулим, 35-ое введение.

[14] См. Зоар 1:17а; 3:176а. Это — также причина, почему Левиты моют руки Коэнов перед благословением Коэнов (Зоар 3:146б).

[15] См. Аризаль, Шаар Апесуким, Корах.

[16] См. Рава Иицхак Айзек Хавер, Нер Мицва, стр. 103.

[17] Мидраш Техилим, 1. Так как евреи находились в пустыне, эта история наверняка использовалась лишь как пример. Корах хотел сказать, что с помощью законов Торы, религиозные лидеры лишь обирают бедный народ. Подобные аргументы использовались еще много раз в истории, в том числе и советскими революционерами. Хотя по отношению к христианству, возможно, некоторые из аргументов имели долю правды, в случае иудаизма, Тора наоборот не дает Левитам землю во владение. Более того, большая часть из разных «десятин» и других порций урожая идет как раз от богатых к бедным, например, Пеа, Лекет, Шикха, Маасер Они и цедака. Ну а каждый седьмой год, все, что вырастет на земле является ничейным, и бедные получают продукты питания наравне с богатыми.

[18] Корах получил двойное наказание, включающее и сожжение, и поглощение землей (см. Бемидбар Раба 18:19).

[19] См. Талмуд, Бава Батра, 4а.

[20] См. Зоар 3:178а.


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше