Из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе», темы: Недельная глава, Сотворение мира, Беар, История, Хаим Суницкий
Вопрос:
В этой главе мы учим о законах шмиты. Земля Израиля должна отдыхать каждый седьмой год, а также каждый 50-ый год. Каково значение этих заповедей?
Ответ:
Вообще цикл шмиты подобен еженедельному циклу и намекает на семь дней создания. Семь дней недели соответствуют семь нижним Сфирам, и семи тысячам лет истории мира[1].
День |
Создание |
Сфира |
События тысячелетия |
1 |
Свет |
Хесед |
жизнь Адама |
2 |
Разделение вод |
Гевура |
Великий Потоп и Вавилонская Башня |
3 |
Земля и деревья |
Тиферет |
Дарование Торы и построение первого Храма |
4 |
светила |
Нецах |
История двух Храмов |
5 |
Морские животные |
Ход |
Долгое изгнание |
6 |
животные и Адам |
Йесод |
продолжение изгнания, и в конце приход Машиаха |
7 |
отдых |
Малхут |
вечный отдых |
В первый день был создан свет. Соответствующее тысячелетие полно света, поскольку Адам был все еще жив, и люди еще не поклонялись идолам. Во второй день создания, не говорится «ки тов» (это было хорошо). Этот день соответствует Гевуре (суду). В течение одной тысячи лет люди заслужили уничтожения, и был послан Великий Потоп. Более поздние поколения не выучили свой урок, и они построили Вавилонскую Башню.
В третий день создания, Тора говорит «ки тов» дважды. В течение третьего тысячелетия, соответствующего Тиферет, Авраам и его семья начали изменять мир. В течение этого тысячелетия наша нация получила Тору, вошла в землю Израиля и построила Первый Храм. Этот Храм простоял 410 лет, в основном в течение следующего тысячелетия, соответствуя Сфире Нецах. Два светила, созданные в четвертый день — большое и малое соответствуют истории двух Храмов.
В пятый день были созданы рыбы. Люди в соответствующем тысячелетии стали как рыбы, едящие друг друга[2]. Исторически этот период вообще называют «Средневековьем». Это тысячелетие — время нашего изгнания. Соответствующая Сфира «Ход» — с левой стороны, и имеет те же буквы, как слово «болеет» (Дава[3]). Изгнание продолжается в начало шестого тысячелетия, соответствуя животным, созданным в начале шестого дня. Создание Адама соответствует времени Машиаха[4].
Заметьте параллель между первыми тремя днями создания и следующим тремя.
1 |
Свет |
4 |
Светила |
2 |
Вода |
5 |
морские животные |
3 |
деревья на земле |
6 |
животные и люди на земле |
В первый и четвертый дни, соответствуя Сфирам правой стороны Управления, был создан свет. Во второй и пятый дни — были созданы воды и их содержимое, супротив левой стороны Управления. Третий и шестой дни соответствуют середине, и в эти дни создавались суша и то, что на ней.
Согласно Рамбану (25:2), Рабейну Бахъе (25:8) и другим ранним Каббалистам, пятидесятилетний цикл юбилейных лет также намекает на 50 тысяч лет. Эти мудрецы имели традицию, что семилетние периоды истории мира должны повториться семь раз[5]. Очевидно, мы очень мало понимаем то, как исправления этих семилетних циклов относятся друг к другу и что случится в будущем. Мы будем ждать Машиаха и Элияху, которые объяснят этот вопрос вместе со всеми другими неуверенностями.
[1] См. Рамбан, Берешит 2:3; Вайикра 25:2. Шмита уподобляется Субботе и поэтому Тора настолько строга по отношению к Шмите, и наказывает ее несоблюдение изгнанием. После семи тысячи лет, мир будет обновлен и приготовлен к вечному состоянию (см. Талмуд, Санхедрин 97а). См. также Рамхаль, (Клах Питхе Хохма, 98) насчет того, что произойдет в следующие три тысячи лет.
[2] См. Талмуд, Авода Зара 4а.
[3] См. Зоар 3:243a.
[4] Слово «Адам» имеет первые буквы слов «Адам», «Давид», «Машиах» (см. например Рамхаль во введении к Тикуним Хадашим).
[5] Однако Аризаль не соглашается с этим. Тем не менее, Рав Цви Херш от Жидикова объясняет, что нет никакого спора между Аризалем и ранними Каббалистами. См. также ГР"А к Тикуней Зоар, Тикун 35 и 36, см. ГР"А к началу 36-ого Тикуна.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»