Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дни Машиаха — это продолжение земной истории, все законы природы сохранят своё действие, но только восстановится царство в Израиле»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о Корбан Тода — приношении благодарения. Этот Корбан — тип Шламим, который приносили с 40 хлебами — четыре типа хлеба, по десять буханок каждый. Три из видов хлебов — различные типы мацы, а последний вид — хамец. Все же количество теста, взятого для хамеца — такое же, как всех хлебов мацы вместе, так как каждый хлеб хамеца был в три раза более большим, чем каждый хлеб мацы. Каково значение этого необычного Корбана и когда его приносили?

Ответ.

Как мы упоминали не раз[1], число «четыре», которое появляется в различных законах мицвот, очень существенно. Оно соответствует четырем общим типам Б-жественного Управления, и, в конечном счете, четырем буквам Главного Имени Всевышнего. Эта тема очень глубока, и мы лишь опишем несколько слов о приношение благодарения. Талмуд (Берахот 54б) говорит нам, что четыре типа людей должны благодарить Всевышнего: те, кто путешествовали через море, те, которые пересекли пустыню, те, кто были больны и поправились и те, кто были заключены в тюрьму и выпущены. Эти четыре описаны в 107-ом Псалме, и во времена Храма, они принесли Корбан Тода[2], в то время как в наше время они произносят специальное благословение[3]: «Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Владыка вселенной, Который делает добро даже тем, кто не заслуживает, и сделал мне добро».

ГР"А[4] пишет следующие комментарии по отношению к четырем людям, которые были освобождены от этих четырех опасных ситуаций. Море и пустыня соответствуют Эйсаву и Йишмаэлю[5]. Таким образом, первые два вида людей намекают на опасность от главных двух наций, которые включают остальные[6]. Оставшиеся два человека: заключенный в тюрьму и больной. Они не путешествовали далеко, возможно оставались в том же самом городе, но один был заключен в темницу, в то время как другой был «заключен в тюрьму» в его собственном доме — больной в кровати. Эти двое соответствуют двум остающимся плохим влияниям: эрев рав[7] (смешанное множество тех, кто уводит нас от Всевышнего), и собственное ецер hара (дурное наклонение).

Всюду по нашей истории мы были под влиянием этих четырех типов искушений. Три — внешние и одно является внутренним[8]. Большинство евреев сослано в два типа наций: христиане и мусульмане. Христиане связаны с корнем Эйсава, в то время как мусульмане связаны с корнем Йишмаэля[9]. Также всюду по истории мы имели «плохих новообращённых» — тех, кто принимали Иудаизм не по правильным причинам, и, в конечном счете, влияли на нашу нацию своими испорченными путями[10]. Это началось, когда Моше принял эрев рав надеясь, что они были искренними гейрим, после всех чудес, которые Всевышнего сделал в Египте[11]. В результате эти люди строили «золотого тельца[12]».

Наконец, есть некоторые евреи, которые заключены в тюрьму их собственных желаний, и ецер hара правит над ними. Они также имеют влияние на остальную часть нашей нации. Талмуд[13], таким образом, описывает молитву одного из мудрецов: «Владыка вселенной! Известно перед Тобой, что наше желание в том, чтобы делать Твоё желание! Что же останавливает нас? Закваска теста и гнет других наций». Два типа ецер hара описаны здесь в этой краткой и точной манере: внешнее управление наций, и внутренний катализатор, который делает наше «тесто» хамецом[14]. И это — также четыре типа хлеба в Корбан Тода — три, которые являются мацой и четвертый — хамец. И да будет угодно Всевышнему, чтобы мы разрушили наше внутреннее ецер hара, чтобы служить Ему в чистоте, и вскоре заслужили избавления из изгнания!


[1] См. например, наши комментарии к главам Ваера, Бо, Трума (см. также ГР"А к Шир Аширим, Дерех Сод 1:1, ГР"А к Агаде Берахот, 54б, ГР"А в Адерет Элияу, Бемидбар, 23:24, 5-ая версия). Мы также обсудим другую важную группу из «четырех» в следующей главе.

[2] См. Рашбам, Вайикра 7:12.

[3] См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 219 и комментарии там относительно детальных законов этого благословения.

[4] К Агаде Берахот, 54б.

[5] Известно, что Эйсав и Йишмаэль имеют отношение к «правому» и «левому» «Ситры Ахры» нечистой стороны. Йишмаэль был сыном Авраама, который представлял качество Хесед — доброты и любви. Йишмаэль также символизирует Хесед, но с нечистой стороны. Это обычно проявляется в любви к запрещенным женщинам. Так наши мудрецы учат, что его потомки не приняли Тору из-за заповеди: «не прелюбодействуй». Эйсав был сыном Йицхака, который представлял Гевуру — силу и суд. Таким образом, Эйсав также представляет качество силы и борьбы, но из нечистой миров. Он, «живет своим мечом» и его потомки не приняли Тору из-за мицвы: «не убивать». Места основной силы Эйсава — пустынные местности. Йишмаэль, с другой стороны, властвует над морями, (вода представляет Хесед).

[6] См. наши слова к главе Ноах.

[7] См. наши слова к главе Бешалах.

[8] См. наши слова в следующей главе относительно трех животных с «внешним» признаком кошерности, и одно — с внутренним.

[9] См. наши слова к главе Ноах. Однако не все христиане — физические потомки Эйсава, и не все мусульмане — физические потомки Йишмаэля.

[10] См. Талмуд, Йевамот 47б.

[11] См. Зоар 2:191а.

[12] См. наши слова в главе Ваякхель.

[13] Берахот 17а.

[14] См. также Зоар 3:12b.


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше