Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Скромность, Душа, Тецаве, Одежда, Нахум Пурер
«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и великолепия» (28: 2).
Отправляясь в космический полет, космонавт облачается в громоздкий, тяжелый скафандр. Назначение скафандра понятно: он защищает человеческий организм от неблагоприятного воздействия внешней среды. Иначе, оказавшись в безвоздушном пространстве, космонавт просто умрет: его кровь закипит в считанные секунды. Короче, скафандр обеспечивает жизнедеятельность человека. Никто, однако, не станет утверждать, что космический костюм и человек внутри него представляют одно целое. Каждый видит различие между ними.
Наше тело — это тоже скафандр, обеспечивающий существование души в материальном мире. В том и состоит его «техническое» назначение. Без такого «костюма для души» мы не могли бы жить.
До своего греха Адам и Хава не ведали стыда и поэтому не нуждались в одежде. Они знали, что нешама, душа, — это сущность человека, а тело — всего лишь «скафандр». Но первый в мире грех размыл эту границу. Следовало восстановить ее, показать, что тело не является самостоятельной ценностью, что у него лишь одно назначение: обеспечить жизнедеятельность души. Поскольку тело есть видимая глазу оболочка, многие люди идеализируют его, отводят ему главную роль. Одежда исправляет это заблуждение: закрывая тело, она переводит внимание на внутренний мир человека, его духовность, невидимую и бесплотную субстанцию под названием нешама.
Мидраш рассказывает, что после строительства Мишкана Б-г велел придать ему внешнюю скромность, неброскость. Мишкан нарядили, как невесту: спереди закрыли вуалью, а сзади добавили шлейф. Ибо Мишкан ценен не сам по себе, а как материальное вместилище Шхины, Б-жественного Присутствия. Видя прекрасное «культовое здание», люди восхищаются его архитектурными формами, материалами, внутренним убранством и забывают о его духовном назначении. И тогда Мишкан превращается в идола.
Вот почему Тора требует от еврейской женщины повышенной скромности в поведении и одежде. Ибо скромность, как ни банально звучит, действительно украшает человека — во многом благодаря одежде. В современном обществе к женщине относятся порой лишь как к объекту физического вожделения. Все внимание поглощено лишь тем, что видит глаз — ее телу, «скафандру». Еврейской женщине такой статус «не к лицу», своим обликом и манерами она должна проявлять, прежде всего, свою внутреннюю красоту. Ибо, как сказано в Торе: «Вся слава царской дочери — внутри».
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»