Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Костюм для души

«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и великолепия» (28: 2).

Отправляясь в космический полет, космонавт облачается в громоздкий, тяжелый скафандр. Назначение скафандра понятно: он защищает человеческий организм от неблагоприятного воздействия внешней среды. Иначе, оказавшись в безвоздушном пространстве, космонавт просто умрет: его кровь закипит в считанные секунды. Короче, скафандр обеспечивает жизнедеятельность человека. Никто, однако, не станет утверждать, что космический костюм и человек внутри него представляют одно целое. Каждый видит различие между ними.

Наше тело — это тоже скафандр, обеспечивающий существование души в материальном мире. В том и состоит его «техническое» назначение. Без такого «костюма для души» мы не могли бы жить.

До своего греха Адам и Хава не ведали стыда и поэтому не нуждались в одежде. Они знали, что нешама, душа, — это сущность человека, а тело — всего лишь «скафандр». Но первый в мире грех размыл эту границу. Следовало восстановить ее, показать, что тело не является самостоятельной ценностью, что у него лишь одно назначение: обеспечить жизнедеятельность души. Поскольку тело есть видимая глазу оболочка, многие люди идеализируют его, отводят ему главную роль. Одежда исправляет это заблуждение: закрывая тело, она переводит внимание на внутренний мир человека, его духовность, невидимую и бесплотную субстанцию под названием нешама.

Мидраш рассказывает, что после строительства Мишкана Б-г велел придать ему внешнюю скромность, неброскость. Мишкан нарядили, как невесту: спереди закрыли вуалью, а сзади добавили шлейф. Ибо Мишкан ценен не сам по себе, а как материальное вместилище Шхины, Б-жественного Присутствия. Видя прекрасное «культовое здание», люди восхищаются его архитектурными формами, материалами, внутренним убранством и забывают о его духовном назначении. И тогда Мишкан превращается в идола.

Вот почему Тора требует от еврейской женщины повышенной скромности в поведении и одежде. Ибо скромность, как ни банально звучит, действительно украшает человека — во многом благодаря одежде. В современном обществе к женщине относятся порой лишь как к объекту физического вожделения. Все внимание поглощено лишь тем, что видит глаз — ее телу, «скафандру». Еврейской женщине такой статус «не к лицу», своим обликом и манерами она должна проявлять, прежде всего, свою внутреннюю красоту. Ибо, как сказано в Торе: «Вся слава царской дочери — внутри».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»