Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мужчине и женщине разрешено ехать на машине там, где бывают прохожие, если окна машины прозрачны, не закрыты занавесками и через них можно видеть происходящее в машине

Учили в барайте: Семеро сыновей было у Кимхит, и все они служили в Храме первосвященниками. Спросили у нее мудрецы: «Что ты сделала, чтобы заслужить такое?» Она ответила им: «Никогда балки моего дома не видели моей прически». Они сказали ей: «Многие делали так, но им это не помогло». (Я видел, что в Иерусалимском Талмуде написано: «Весь почет дочери царя — внутри, одежда ее — золотое плетение» (Теилим 45: 14). Это означает, что скромная женщина достойна того, чтобы от нее произошли первосвященники, одежда которых — золотое плетение. — Раши).

(Йома 47а)

Поездка на машине

  • Мужчине и женщине разрешено ехать на машине там, где бывают прохожие, если окна машины прозрачны, не закрыты занавесками и через них можно видеть происходящее в машине1.
  • Это разрешение действует только в месте, где наблюдается движение машин или пешеходов. Оно зависит от расположения дороги (главная или второстепенная дорога, внутригородская или междугородняя) и времени поездки (как правило, днем на дороге больше прохожих, чем ночью).
  • Когда возникает сомнение в том, какова алаха, следует обратиться к раввину, имеющему право выносить постановление, и подробно рассказать ему, в связи с чем возникло сомнение. Сомнение может возникнуть по самым разным причинам: может быть, нет прохожих, или окна в машине непрозрачные («Скорая помощь» и т.д.), или ночью невозможно разглядеть, что происходит в машине, и т.д.

Поездка на машине (продолжение)

  • Если мужчине и женщине запрещено ехать на машине одним, они должны взять с собой «охранника», избавляющего от нарушения запрета йихуда. Законы охранника разъясняются в главе 8.
  • Вот краткий список людей, присутствие которых в машине делает поездку разрешенной:

(1) Отец, сын или брат женщины.

(2) Мать, дочь или сестра мужчины.

(3) Мальчик или девочка (в том возрасте, в котором мальчик или девочка считаются «охранниками»).

(4) Золовка (жена брата этой женщины).

(5) Свекровь или невестка этой женщины.

(6) Дочь мужа или дочь свекрови этой женщины.

(7) Муж этой женщины или жена этого мужчины.

(8) Несколько человек2.

  • В главе 8 разъясняется, что ночью или в далеком путешествии вне города необходимы два охранника (см. там же дополнительные подробности).
  • Время от времени происходит так, что в начале поездки в машине находятся люди, избавляющие от нарушения запрета йихуда, но во время путешествия они покидают машину (например, выходят из автобуса на остановке). С этого момента нахождение в машине запрещено, если нет каких-то других причин разрешить йихуд.

Поездка в лифте

  • Поездка в лифте разрешена в случае, если там также едет «охранник», избавляющий от нарушения запрета йихуда, например: женатая пара, женщина, муж которой находится в этом же городе, мальчик или девочка в возрасте «охранника» и так далее. Дополнительные подробности см. в главе 8.
  • Встречаются лифты двух типов3:

(1) Лифт, останавливающийся на каждом этаже, или такой, который можно остановить снаружи на любом этаже.

В таком лифте мужчине и женщине можно уединяться, если во время поездки в этом месте есть люди, которые могут захотеть воспользоваться лифтом и остановить его снаружи.

(2) Лифт, который не останавливается на каждом этаже и который нельзя остановить снаружи.

В таком лифте возможно нарушение запрета йихуда, если в нем едут в течение времени, превышающего время запрещенного йихуда. Время запрещенного йихуда приведено в главе 1, и следует получить относительно него указание от раввина, имеющего право выносить постановления.

  • Чтобы не нарушить запрет йихуда, следует установить продолжительность поездки (до того, как двери закроются) на небольшое количество этажей, чтобы время поездки туда было меньше времени запрещенного йихуда. После остановки лифта на заданном этаже и открытия дверей следует установить новую поездку на небольшое количество этажей, как и вначале.

Это разрешение тоже действует лишь во время, когда в данном месте есть люди, избавляющие от нарушения запрета йихуда (см. примечание, где сказано, что многие стараются не уединяться в лифте).

Предотвращение йихуда с няней и воспитательницей

  • Если в доме находится один мальчик в возрасте десяти лет или старше, воспитательнице запрещено уединяться с ним, см. главу 1.

Перечислим разрешенные способы:

  • Если в доме находятся еще мальчик или девочка в возрасте охранника, избавляющего от нарушения запрета йихуда, ей разрешено оставаться в доме. Законы «охранника» см. в главе 6.
  • Если дверь открыта в общественное владение, действует разрешение «входа, открытого в общественное владение», в соответствии с законами, приведенными в главе 6.
  • Если муж воспитательницы находится в этом же городе, и осуществляются остальные факторы, позволяющие воспользоваться разрешением «ее муж находится в городе» и разъясненные в главе 4, йихуд разрешен4.
  • В главе 8 приведены законы о людях, которые считаются «охранниками». В присутствии любого из них запрет йихуда не нарушается, см. там. Там также приводятся законы о «назначении» охранника, который будет время от времени приходить в место, где происходит йихуд.

♦ Там сказано, что в ночные часы необходимы два охранника.

***

♦ Запрет йихуда может возникнуть также в случае, когда в дом приходит домработница или гостья, а мужчина находится в доме один.

Возможно сделать пребывание этой женщины в доме разрешенным с помощью одного из «охранников» (глава 8), входа, открытого в общественное владение (глава 6), а также если муж этой женщины находится в этом же городе (см. ограничения этого разрешения в главе 4).

Предотвращение йихуда с гостем, воспитателем или рабочим

  • Если женщина находится в доме одна, может возникнуть ситуация запрещенного йихуда, если к ней придет гость или рабочий (для ремонта) и т.д.
  • Кроме того, если мужчина работает воспитателем (присматривает за детьми), ему запрещено оставаться одному в доме, где присутствует девочка в возрасте от трех лет и старше, как сказано в главе 1.
  • Разрешено находиться в этом доме, воспользовавшись следующими разрешениями:

Вход, открытый в общественное владение (глава 6); муж этой женщины находится в этом же городе (глава 4); в доме находятся еще мальчик или девочка (в том возрасте, который делает йихуд разрешенным, см. главу 8); в доме находятся женщины, которые рассматриваются как «охранники», избавляющие от нарушения запрета йихуда (глава 8); в доме находится еще один кошерный мужчина (согласно мнению Рамы, приведенному в главе 3)5.

  • Как сказано выше, ночью для того, чтобы йихуд стал разрешенным, необходимы два охранника.
  • Выше, в конце главы 8, приводится закон о том, что можно назначить «охранника» (соседа и т.д.), который несколько раз войдет в место йихуда и выйдет оттуда без предварительного уведомления. Если есть охранник такого типа, запрет йихуда не действует.

Предотвращение йихуда в офисах и т.д.

  • Как сказано выше, сегодня многие помещения оборудованы дверями, которые, если они закрыты, можно открыть снаружи только ключом. Такая дверь после того, как захлопнулась, считается запертой (а не «закрытой, но не запертой»).

Часто двери такого типа могут вызвать нарушение запрета йихуда на работе (в офисе, на складе и т.д.).

  • Приведем законы, могущие избавить от нарушения запрета йихуда в этих местах:

(1) Когда дверь открыта в общественное владение (см. главу 6).

(2) Когда в этом месте находятся двое кошерных мужчин (согласно мнению Рамы, приведенному в главе 3).

(3) Жена мужчины находится здесь же вместе с ним (см. главу 5, закон «его жена охраняет его»).

(4) В этом же месте находятся «охранники», избавляющие от нарушения запрета йихуда (см. главу 8).

(5) Муж этой женщины находится в этом же городе (см. главу 4)6.

Женщина на приеме у врача

  • Перечислим различные ситуации и способы избежать йихуда при посещении врача7:
  • Запрещено запирать дверь комнаты, в которой находятся врач и женщина, пришедшая к нему на прием.
  • Если дверь закрыта, но не заперта, и ее можно открыть снаружи, закон будет следующим:

(1) Если в комнате ожидания или в соседних комнатах находятся другие люди (пациенты, ожидающие врача, другие врачи и т.д.), которые могут зайти в кабинет врача без предварительного разрешения,в кабинете не действует запрет йихуда (см. предыдущее примечание)8.

(2) Если нет людей, которые могли бы зайти (например, если посещение врача происходит не в приемные часы, если оно происходит в частной клинике или если в этом месте следят за тем, чтобы никто не заходил в кабинет врача без получения разрешения войти) — в этих случаях йихуд запрещен.

***

  • Отметим, что во многих лечебных заведениях принято, чтобы в кабинет врача никогда не входили без разрешения. В этих случаях не действует разрешение «входа, открытого в общественное владение», даже если дверь не заперта.

Продолжение на следующей странице

Женщина на приеме у врача (продолжение)

  • Если клиника находится на дому у врача, жена врача находится в соседней комнате и может войти в кабинет — в этом месте нет запрета йихуда9.
  • Приведем другие случаи, в которых йихуд разрешен:

(1) Если муж этой женщины находится в этом же городе, см. дополнительные подробности в главе 410.

(2) Если женщина берет с собой для визита к врачу «охранника», избавляющего от нарушения запрета йихуда, например: маленького мальчика или маленькую девочку, золовку, свекровь и т.д. Законы охранника можно найти в главе 8.

Усыновленные или приемные дети

  • Усыновленному или приемному сыну в возрасте десяти лет и старше запрещен йихуд с усыновившей его матерью или мачехой11.
  • Удочеренной или приемной дочери в возрасте трех лет и старше запрещен йихуд с удочерившим ее отцом или отчимом.
  • Если люди практически встречаются с этой ситуацией, им лучше всего получить у раввина подробные алахические указания, как можно избежать нарушения запрета йихуда с помощью: входа, открытого в общественное владение; «охранника», избавляющего от нарушения запрета йихуда (присутствие еще одного ребенка) и т.д.

***

  • Укажем главы нашей книги, обсуждающие этот вопрос:

(1) Законы «входа, открытого в общественное владение», приведены в главе 6.

(2) Законы «ее муж находится в городе» приведены в главе 412.

(3) Законы, относящиеся к правилу «его жена охраняет его», приведены в главе 5.

(4) Законы «охранника» приведены в главе 8 (в этих случаях, как правило, присутствуют другие дети, рассматривающиеся как «охранники», см. там).

(5) Законы нескольких мужчин или женщин приведены в главе 3

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»

1 В книге Двар айихуд есть раздел, в котором приводятся многочисленные алахические подробности, связанные с законами йихуда в различных ситуациях, возникающих при поездке на машине. См. также Шевет а-Леви.

2 Выше, в главе 3, приведены мнения Мехабера и Рамы о том, разрешено ли одной женщине уединяться с несколькими мужчинами. Там сказано, что, даже по мнению Рамы, такое разрешение йихуда действует только в случае, когда эти мужчины — кошерные.

3 См. Двар алаха и Петах абаит. Многие стараются избегать йихуда в лифте даже в разрешенных ситуациях, в особенности, если в лифте едет нееврей или развратный мужчина.

4 Там обсуждается разрешение «ее муж находится в городе» для случая, когда муж этой женщины дал ей разрешение пойти в дом к тому мужчине, с которым она уединяется, или поговорить с ним уединенно. Наш случай с воспитательницей похож на этот, так как и здесь тоже она приходит работать в этом доме с ведома мужа и с его разрешения.

5 Согласно мнению Мехабера в Шульхан арухе, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами, см. главу 3.

6 Отметим два ограничения правила «ее муж находится в городе», действующие применительно к нашему случаю:

(1) В главе 4 приведены мнения поским, обсуждающих случай, когда место йихуда — не в доме этой женщины, и ее муж не знает, где именно она находится. Задается вопрос, сохраняется ли в этом случае разрешение «ее муж в городе».

(2) В главе 4 сказано, что когда мужчина близко знаком с этой женщиной, разрешение «ее муж в городе» не действует. Близкое знакомство может создаться, в числе прочего, при работе на одном предприятии и т.д. Поэтому, если мужчина и женщина, работающие в одной конторе, близко знакомы друг с другом (согласно определению алахи: «он ее не стесняется»), разрешение «ее муж в городе» перестает действовать.

7 Приведем названия нескольких книг, занимающихся проблемами йихуда при посещении врача: Игрот Моше, Минхат Ицхак, Шевет а-Леви. В Двар алаха приведена брошюра, специально посвященная этому вопросу. См. также Петах абаит.

8 Выше в главе 6, приведены мнения поским относительно двери, которая закрыта, но не заперта. Добавим, что если есть очень большая вероятность того, что в кабинет врача кто-то зайдет без разрешения, возможно, что запрета йихуда не будет по всем мнениям.

9 См. выше, в главе 5, законы, относящиеся к правилу «его жена охраняет его».

Следует отметить, что врач рассматривается как «мужчина, чья профессия связана с женщинами» (см. главу 4), и там же, в главе 5, сказано, что по некоторым мнениям мужчине, чья профессия связана с женщинами, запрещено уединяться с женщиной, даже если «его жена охраняет его».

10 Выше, в главе 4, приведено обсуждение различными поским ситуации, когда йихуд происходит не дома у женщины, а в другом месте, и ее муж не знает, где именно она находится. Кроме того, имеются различные мнения поским в случае, когда муж дал этой женщине разрешение пойти к этому мужчине или поговорить с ним наедине — действует ли в этих случаях разрешение «ее муж находится в городе»?

11 См. Двар алаха.

В книге Двар Йихуд приведено подробное объяснение того, как следует вести себя в этих ситуациях, чтобы не нарушить запрет йихуда.

12 Там же, в главе 4, сказано, что мужчина, близко знакомый с женщиной («который ее не стесняется»), не может воспользоваться разрешением «ее муж находится в городе». Как правило, к усыновленным сыну или дочери относится понятие «он ее не стесняется». Поэтому следует получить на этот счет конкретное алахическое постановление.

Читайте: полный обзор по теме Еврейские законы — Алаха


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его