Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший человек и дальним близок, плохой — и ближним далек»Раби Шломо Алеми
Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним

Йоси Аглили шел по дороге и встретил Брурию. Он спросил ее: «По какой дороге мы пойдем к городу Луду?» Сказала ему: «Глупец Глили, разве не сказали мудрецы: “Не умножай разговоры с женщиной”? Тебе нужно было сказать: “По какой к Луду?”!»

(Эрувин 53б)

  • Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним. Причина разрешения состоит в том, что его жена охраняет его1.
  • Это разрешение действует только при йихуде с евреем. Еврейской женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если его жена находится вместе с ним2.
  • Запрет йихуда с неевреем сохраняется даже в случае, когда неевреев много и их жены находятся вместе с ними3.
  • Вот что пишет Шульхан арух (Эвен аэзер 22: 3):

«И любой женщине, с которой мужчине запрещен йихуд, разрешается уединяться с ним, если его жена находится с ним, так как жена охраняет его. Но еврейке не следует уединяться с неевреем, несмотря на то, что его жена находится с ним».

Должна ли жена находиться в той же квартире?

  • «Жена его охраняет»имеется в виду, что жена находится именно с ним4. Однако нет необходимости, чтобы она находилась в одном доме с ним. Если она находится в другом доме в том же дворе, или если она находится недалеко от дома и в ее обычае в таких случаях возвращаться домой — она тоже «охраняет его»5.
  • В примечаниях приведены другие мнения поским относительно правила «его жена охраняет его»6.

Закон «его жена охраняет его» в применении к развратному мужчине и другие законы

  • Разрешение йихуда в случае, когда «его жена охраняет его», действует также в случае йихуда с развратным мужчиной7.
  • Охрана жены помогает даже в случае, когда муж уединяется с женщиной, «к которой он привык» (с которой находится в близких отношениях)8.
  • Тому, чья профессия связана с женщинами, Рамбам, Шульхан арух и еще многие ришоним и поским разрешают уединяться с другой женщиной, если «его жена охраняет его». Но есть и мнения, которые в этом случае запрещают йихуд9.

Выше, в главе 4, приведены алахические определения «профессии, связанной с женщинами».

«Его жена охраняет его» в дороге, ночью и в случае постоянного проживания

  • Разрешение «его жена охраняет его» действует также в дороге, в поле и т.д.10.
  • Мужчине разрешено уединяться даже ночью, если «его жена охраняет его»11.
  • Если «его жена охраняет его», разрешено не только уединяться с другой женщиной, но даже постоянно проживать с ней, при условии соблюдения подобающих ограничений, налагаемых скромностью в соответствии с обычаем Торы12.

«Его жена охраняет его» в случае, если она спит или если она слепая

  • Разрешение йихуда «его жена охраняет его» действует также в те часы, когда его жена спит13.
  • Если его жена слепая, но понимает происходящее с помощью органов слуха, осязания и т.д., из слов Хиды следует, что разрешение «его жена охраняет его» сохраняется; но Апей зутрей запрещает (йихуд) (см. примечание)14.

Сказал рав Ахай бар рав Йошия: «Всякий, кто всматривается в женщин, в конце концов, согрешит. Всякий, кто отвращает себя от греха и не совершает его, пусть даже он простой еврей, достоин принести жертву всесожжения на жертвеннике, как первосвященник».

(Кала рабати 2)

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»

1 Мишна в трактате Кидушин (80б), Рамбам, Шульхан арух.

2 Шульхан арух.

3 Шульхан арух согласно трактату Авода зара, и см. Двар алаха.

4 Меири, Бней Хаяй, Мааршам, Эзер мекудаш, см. также Игрот Моше и Шевет а-Леви, и см. Петах абаит.

5 Бней Хаяй, Маасе рокеах, Биркей Йосеф.

6 Существует мнение, по которому разрешение «его жена охраняет его» действует также в случае, когда жена не находится с ним в одной квартире, но находится в том же городе (Имрей йошер. И см. Шевет а-Леви относительно очень большого города, такого, как Нью-Йорк — считается ли он одним городом. И см. Двар алаха).

Согласно мнениям, разрешающим применение этого правила в случае, когда жена находится с ним в одном городе, речь идет только о случае, когда йихуд происходит у него дома или на его постоянном рабочем месте, а у его жены в обычае бывать там. Но если его жена не знает, где он находится, или если у нее не в обычае бывать в месте йихуда, разрешение «его жена его охраняет» не действует. (Имрей йошер и Бейт Шмуэль, Двар алаха).

7 Сборник респонсов Шоэль умешив. И см. мнение Двар алаха согласно подходам Рамбама, Тура и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины являются развратными, и все же разрешают йихуд при условии, что «его жена охраняет его»см. первоисточник.

8 Рашба, Хида, Двар алаха.

9 Мнения ришоним и поским подробно приведены в Двар алаха. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.

10 Пней Йеошуа, Питхей тшува и Двар алаха.

11 Мишна в трактате Кидушин, 80а: «Во время, когда жена его с ним, и спит с ними на постоялом дворе и т.д.». Меири и Пней Йеошуа, а также Двар алаха. См. также, что написали об этом Эзер мекудаш и Шевет а-Леви.

12 Раанах, Перах матэ Аарон, Зхута леАвраам, Хида, Эйн Ицхак, Двар алаха и Петах абаит. И см. Шевет а-Леви, где сказано, что в случае постоянного проживания с другой женщиной есть опасение нарушения различных запретов (греховные мысли и т.д.).

13 В Мишне в трактате Кидушин (80б) сказано: «И спит с ними на постоялом дворе, поскольку его жена охраняет его». Из смысла этих слов Мишны можно понять, что (разрешение действует) даже тогда, когда его жена спит. Так написал Меири, и так же объясняет Пней Йеошуа. И см. Двар алаха и Петах абаит, где сказано, что таково мнение всех поским (и см. сказанное в Двар алаха от имени Апей зутрей).

14 Хида и Апей зутрей; и этот вопрос подробно рассматривает Двар алаха. Стоит добавить, что если его жена находится вместе с ним и воспринимает происходящее через слух, осязание и т.д., по-видимому, существует разрешение «его жена охраняет его», так как она почувствует (измену супруга).


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.