Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Когда человек занимается Торой, это объединяет его с Тем, Кто обучает народ Израиля Торе

Несколько советов как возвышать и улучшать самого себя

Опытный и прилежный ученик! У тебя, без сомнения, возник вот какой вопрос. Тора, говоришь ты себе, — это все, поскольку Тора — это вместилище Б-га. Ну, так я же ее изучаю — а почему тогда не возвышаюсь? Даже если иногда я и чувствую, что вознесся чуть выше, неужели в этом и состоит все то возвышение, которого требует от меня эта книга? Неужели в эти моменты я уже достигаю того уровня, к которому меня зовут и который мне обещают? И еще: почему так бывает, что человек сначала изучает Тору, а потом оставляет ее, Б-же упаси, и низвергается в преисподнюю? Как же обещание, данное хазаль: «Ее внутренний свет вернет его к добру»?!

Действительно, когда человек занимается Торой, это объединяет его с Тем, Кто обучает народ Израиля Торе: с Б-гом Израиля. Но ведь необходимо еще знать, как изучать Тору! Зоар говорит: «Если человек думает, что одежда, то есть внешняя часть Торы, — это и есть Тора, и нет ничего больше, — да настигнет его проклятие в этом мире и да не будет у него доли в Будущем мире!» Другими словами: если человек изучает Тору только холодным человеческим умом, как если бы он осваивал какую-нибудь науку, по словам Зоара у него нет доли в Будущем мире. Разумно постигаемые рассуждения, которые можно найти в Торе — это только внешняя оболочка, одежда. А Кто одевается в нее? Б-г Благословенный! И когда человек изучает Тору, он должен стараться открыть в ней Б-га, Который скрыл Себя в ней. Хочешь очиститься? Сказал тебе раби Акива (Йома 85б): «Как миква очищает оскверненных, так и Всевышний очищает евреев». Но ведь только тот сможет очиститься, кто подойдет к микве и погрузится в нее! И если ты проникнешь под оболочку Торы и найдешь там, внутри, Б-га, — очистишься.

Конечно, в момент, когда ты занят изучением, тебе трудно направить свои мысли на возвышенное. Твоя голова и все тело заняты тяжелой, изнурительной работой. Но сделай это до того, как сядешь учиться, обратись к своей душе и направь ее к Б-гу! Если ты сделаешь это, то потом, когда ты будешь учиться, разум займется поисками решений, а предупрежденная и внимательная душа станет поспешно проникать сквозь одежду Торы к ее Царю и Владельцу, Который обитает в ней, и так достигнет объединения с Ним, благословенным.

Все это осложняется тем, что твоя душа, с помощью которой ты собираешься возвыситься и приблизиться к Б-гу, скрыта от тебя, спрятана в твоем теле и дремлет, погруженная в материальность. И если ты не пробудишь ее от вечного сна, не снимешь с нее «грубую циновку, в которую она завернута» (трактат Брахот), как сможешь ты с ее помощью возвыситься и приблизиться к Святому Израиля?

И имей в виду, что спящую душу невозможно разбудить так, как будят спящее тело. Тело достаточно толкнуть один раз, а душу можно пробудить только постоянством служения, когда вынуждают ее работать. Ведь бывает, что человек исполняет заповедь руками, телом или даже ртом, например, когда молится, а душа его в это время все равно спит или даже находится в обмороке. Ее нужно заставить работать, нужно сделать так, чтобы она тоже участвовала в служении — тогда она пробудится и раскроется. Чтобы этого добиться, ты должен весь день, даже в те моменты, когда не изучаешь Тору, помнить, что ты — слуга Б-га и обязан стараться приблизиться к Нему. Старайся укрепить свою веру в Б-га, вспоминая по нескольку раз в день: «Я верю в Б-га благословенного поистине и с полным сердцем! Отец мой, Царь мой, я ясно понимаю, что Ты — Господин всего мира, что Ты сотворил все миры и все, что в них: и ангелов небесных, и самые маленькие земные создания, — и что Ты окружаешь меня, наполняя мои тело и дух. Я — Твой слуга, я целиком предан Тебе». Вновь и вновь углубляйся в эту мысль, обдумывая ее со всех сторон, «ибо все в ней».

Приучи свое сердце и свою душу изливаться перед Б-гом в речи и молитве. Мальчики, а иногда даже взрослые люди, если они недостаточно развиты и опытны, думают, что вся суть молитвы — в просьбах об избавлении от тревог и забот. Для них молитвенное общение — это то же самое, что моления бедняка, обращенные к богачу, или обычного человека — к земному царю, во власти которого — помочь ему или спасти. Но на самом деле только «человек невежественный, ничего не понимающий» может настолько принизить значение молитвы, только он может сказать: «Мне что-то нужно, поэтому я молюсь; не было бы нужно — я и не молился бы», Б-же упаси. На самом деле, разумеется, молитва сама по себе — состояние сердечной близости к Б-гу и доверительной, искренней беседы с Ним. Именно в этом — вся суть молитвы. Смотри, какой интересный Мидраш есть на эту тему. Он говорит не только о том, что молитва не происходит от тревог и бед, не вызывается ими. На самом деле, говорит он, все как раз наоборот: иногда Б-г посылает человеку заботы специально для того, чтобы тот помолился Ему. Вот что сказано в Мидраше (Шмот раба 1): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: С чем это можно сравнить? С земным царем, который шел по дороге и вдруг услышал, как царская дочь взывает “Умоляю, спаси меня от разбойников!”. Царь услышал эти крики и спас ее. Прошло время, и этот царь задумал жениться на ней. Он захотел, чтобы она поговорила с ним, а она не пожелала этого сделать. Как же поступил царь? Натравил на нее разбойников, чтобы она закричала, а царь услышал бы».

Что подразумевается в этой притче, ты, конечно, и сам понимаешь. Твоя душа — это царская дочь. Б-г желает взять ее в жены, то есть ждет от нее, что она приблизится к Его святости и объединится с ней. Для этого она должна молиться и беседовать с Ним, потому что именно искренняя молитва, исходящая из глубин сердца, пробуждает душу от ее дремоты, и тогда она обращается к Царю всего мира и добивается единства с Ним. Суть и предназначение молитвы именно в этом, а не в просьбе о защите и избавлении от тревог. Бывает даже, как мы уже сказали, что ради пробуждения в человеке потребности молиться Б-г специально посылает ему заботы, заставляющие человека молиться искренне и из самой глубины души — совсем как тот царь, который натравил разбойников на царскую дочь, чтобы она взмолилась о спасении. И ты, когда хочешь разбудить свою душу и не позволить ей пребывать в беспамятстве в те моменты, когда предстоишь пред Б-гом и обращаешься Ему, должен поступать таким же образом. Сначала ты должен разбередить ее размышлениями о горестях, о которых ты хочешь молиться: например, ты будешь просить о разуме в благословении «Ты даруешь человеку знание…», о раскаянии в благословении «Верни нас, Отец наш, к Торе Твоей…»; подумай о том, как ты жаждешь, чтобы Он раскрыл твои сердце и душу для Торы и для служения. А в благословении «Сделай для нас благословенным этот год…» подумай о том, что здесь ты просишь не только об урожае, но и об удовлетворении всех материальных нужд. Ведь ты с готовностью и с большим чувством будешь молиться о достатке для своих родителей! И тогда душа твоя пробудится, проявится в тебе и соединится с ее Творцом и Владыкой.

И это будет теперь работать не только в те моменты, когда ты молишься о своем благополучии. Когда твоя душа привыкнет стряхивать с себя дремоту и пробуждаться, она будет переполняться истинным чувством, стоит тебе заговорить о чем-то, что касается Б-га. Когда ты будешь произносить: «Ты свят, и Имя Твое свято…», ты почувствуешь душевный подъем и увидишь, как твоя душа стоит перед Источником всей святости, обращается к нему на «ты» и прославляет Его святость, а Он внимает. И ты ощутишь такое воодушевление, что полностью растворишься в красоте святости Б-га Израиля. И так будет происходить при всякой молитве, причем не только во время трех обязательных молитв — утренней, полуденной и вечерней. Во всякое время старайся найти свободную минутку, чтобы обратиться к Б-гу с молитвой, гимном и любыми словами, которые будут тебе более привычны. И сердце твое смягчится, твой дух воспарит, и так ты приблизишься к Б-гу благословенному. Но не забывай, что тебе это удастся, только если ты приучишь себя постоянно размышлять о том, что Б-г наполняет всю землю, как мы уже говорили, и если будешь все время напоминать себе, что, даже если ты этого и не замечаешь, ты все время погружен в Него и в Его святость. И если ты вспомнишь об этом раз в день, не считай свою обязанность исполненной: чем чаше ты будешь возвращаться к мыслям о вере, тем легче тебе будет приучить свою душу разговаривать со стоящим перед ней Б-гом.

А если тебе все еще трудно представить себя стоящим перед Б-гом, и душа твоя не чувствует особенного восторга, предстоя в молитве перед Тем, Чья святость наполняет весь мир, — то это потому, что ты погружен в материальную вселенную, и твои глаза видят только физический мир, а пальцы ощущают только материю. Но взгляни на Небеса, присмотрись к ним, и напряги свою мысль. Скажи себе: «Я нахожусь за пределами видимого мира и даже за пределами вторых Небес. Мир на самом деле совершенно другой: он полон ангелов, душ наших предков, праведников и пророков. И посреди всего этого — Престол Славы, на котором восседает Б-г, великий, мощный и грозный. В этом мире Г-сподь скрыл свое присутствие, зато в том, другом мире оно столь очевидно!» Вглядись в тот мир, вдумайся в него и скажи себе: «Я стою вне этого мира, прямо перед Б-гом, лицом к лицу общаюсь с Ним, когда говорю: Благословен Ты, Б-г… Я обращаю благословение к Тебе, к Кому обращен мой взгляд — неважно, вижу я Тебя или нет. Я напрягаю взор и вглядываюсь в Тебя, благословляю Тебя и разговариваю с Тобой, мой Б-г!».

Если же тебе хочется узнать, как далеко вверх может проникнуть твой взгляд, «встань на ноги и послушай слово Б-га» об этом. Говорится в книге Эйхалот (частично приводит Тур в Орах Хаим 125): «Б-г говорит: Да будете вы благословенны, Небеса и те, кто везет Небесную Колесницу, если расскажете Моим сыновьям, что Я делаю, когда они провозглашают передо Мной: “Свят, свят, свят…”, и если научите их поднимать глаза ввысь, к Дому их молитвы (то есть к Небесам, о которых сказано в Торе: “И это — врата Небес”) и душою возноситься ввысь. Ибо нет у Меня большей радости, чем когда их глаза встречаются с Моими, а Мои глаза — с их глазами! В этот момент Я держусь за Престол Моей Славы, украшенный изображением Яакова, и целую и обнимаю их (то есть — каждого еврея), вспоминаю об их Изгнании и приближаю их Избавление».

Что можно к этому добавить? Представь себе: когда наши глаза смотрят ввысь, они как бы встречаются с Его глазами. Он тоже смотрит на нас и наслаждается этим зрелищем. Отец и сын как будто бы стараются доставить друг другу удовольствие, и любовь отца, сила Его приязни столь велика, что Он как будто бы не может удержаться от того, чтобы прижать к Себе, обнять и расцеловать любимого сына. Сердце тает от любви, душа рвется на части и, переполненная чувствами, взывает: «Б-г мой, Отче, Святыня моя, я уже поднимаюсь, я уже лечу!»

Старайся размышлять об этом, пока смотришь на Небеса, напряги глаза и сердце, чтобы понять и разглядеть все это. И вообще: всегда, когда ты обращаешься к Б-гу непосредственно, на «ты», например, словами: «Ты — Г-сподь мой», или: «Благословен Ты, Б-же», даже если в этот момент ты не смотришь на небо, все же старайся вдуматься в это «Ты», старайся представить его обращенным к Б-гу, Который прямо сейчас находится перед тобой. И, пожалуйста, не думай, что пробудить душу можно только теми способами, которые мы тебе описали: это совсем не так. Всякий еврей, если только он не думает, что его тело и сердце — ничьи, и что он может делать с ними все, что заблагорассудится, всякий еврей, который работает над собой, часто будет сталкиваться в возможностью и средствами пробудить свою душу и придать ей сил, чтобы выйти из темницы тела и приблизиться к Б-гу. Бывает даже, что возвышенные мысли, побуждающие душу к действию, приходят сами собой, когда их не ждут и к ним не готовятся. Например, может быть так: в Десять Дней Раскаяния, во время молитвы, когда вся община поет славу Г-споду, ты тоже начинаешь петь вместе с ними. И вдруг твое сердце начинает сжиматься в трепете при мысли о том, что вот именно сейчас все миры, высшие и низшие, воспевают и прославляют великого Б-га, вознесенного над ними. «Как смог я, такой маленький и ничтожный, — думаешь ты, — оказаться среди этого сонма? Откуда мне взять достаточно храбрости, чтобы вплести свой голос в хор прославляющих и возвеличивающих Его?». И вдруг — в тебя как бы вливается новый дух, дух стремления к Б-гу! Ведь так происходит всегда, когда в городе праздник: музыканты собираются в оркестр и идут с музыкой по городским улицам, а с ними — городские властители и все важные граждане, полные радости и веселья. И дети, нищие и босые, с чумазыми лицами и в перепачканной одежде, тоже скачут и бегут рядом, хлопают в ладоши, веселятся и подпевают. Это тоже часть праздничной церемонии, и без них ликование будет неполным. И вот — твоя душа видит огромный хор, исполняющий хвалебные гимны Б-гу, хор небесных ангелов, которые прямо сейчас вместе с евреями здесь, внизу, поют славу великолепному Царю. А Он стоит перед ними, прислушивается, восхищается и радуется. И ты, как тот босой и немытый ребенок, со всех ног бросился к ним и присоединился к их радости, и вместе с этим святым собранием ты возносишь хвалы Б-гу, к Которому так рвется твоя душа. Радость твоя горит в тебе жарким пламенем, ты забываешь о себе и переполняешься этой радостью, так что иногда слезы льются из твоих глаз сильнее, чем во время Коль нидрей

Но все это произойдет, только если ты много раз будешь возвращаться к работе над собой, а не проведешь все 70 лет твоей жизни, дремля внутри своего каменного сердца. Если вначале ты приложишь усилия, то дальше твоя душа будет просыпаться уже самостоятельно. И еще имей в виду, что даже среди наших святых людей и великих праведников, подобных настоящим ангелам и приблизившихся к Б-гу больше, чем мы можем себе представить, были такие, которые в начале своего пути служения время от времени использовали разные средства и инструменты для того, чтобы пробудить и подстегнуть свои святые и чистые души. Например, в книге Бейт Аарон говорится, что праведники перед тем, как начать молиться, представляли себе, как они, скончавшись в страданиях, лежат в могиле, а к ним приходит кто-то и зовет: «Вставайте, обратитесь к Б-гу с молитвой!»1. И «знающему легко понять», как глубоко и искренне человек погрузится в молитву, если ясно и подробно представит себе эту картину. И ты, опытный и прилежный ученик, если станешь пользоваться различными средствами и мудро применять их, сможешь достичь таких ступеней, о которых сейчас даже подумать не смеешь!

В этом — основа твоего выбора. Ты привнесешь в свою душу воодушевление, поднимешь себя чуть выше и чуть больше приблизишься к святости. И в эти твои высшие моменты пусть твоя возвышенная и чистая душа посмотрит на те низости, в которые ты погружен постоянно, на твою лень, на остальные твои дурные качества, на твои презренные мысли и желания, от которых ты еще не избавился — и ты сам же устыдишься их. Ты разгневаешься, рассердишься на самого себя и так скажешь: «Зачем же я провожу все дни в грязной яме, в настоящем отхожем месте, переполненном детскими глупостями? Я принимаю на себя обещание теперь стать евреем, служащим Б-гу! Я хочу быть евреем, Властелин мира, я обязуюсь стать настоящим слугой Б-га!». Вернись к этим мыслям и к этим словам несколько раз, и они, с Б-жьей помощью, очень-очень помогут тебе. Дело в том, что в природу души заложена склонность подчиняться словам, которые выходят из самого сердца и подкреплены полной убежденностью. Даже другого человека можно убедить словами, идущими от сердца и от души, — тем более самого себя! Только нужно, чтобы эти слова звучали тогда, когда твоя душа возносится ввысь и поднимается над тобой.

Но простого обещания стать теперь верным слугой Б-га тебе не хватит. Ты должен использовать эти минуты вознесения ввысь для того, чтобы исправить каждое свое дурное качество в отдельности. Ты, наверное, слышал, что, когда еврей упоенно молится, ему лучше не отвлекаться на всякие практические размышления. И это так и есть: лучше не занимать ум ничем посторонним и не пачкать рук собственными недостатками, а только молиться и учиться и тем самым приближаться к Б-гу. Все это верно, и так и говорится в наших святых книгах. Но сразу после того, как молитва завершена, или когда хазан повторяет ее, или если такой подъем чувств настигает тебя не во время молитвы — непременно используй его для исправления каждого недостатка в отдельности. Ведь хамец можно искать только при свете свечи. И когда в тебе горит такой свет, когда душевный подъем зажег в тебе искру святости — ищи в себе недостатки и уничтожай их, пока она не погасла.

Если, например, ты мальчик злой и сердитый, Б-же упаси, тогда подумай про себя: «Неужели мне действительно стоит поддаваться гневу, чтобы меня отослали прочь от лица Б-га? Талмуд говорит: “Если человек в гневе, даже Шехина для него не важна; всякий, кто гневается, как будто поклоняется идолам”!2 Разве подобает мне сердиться и совершать подобную мерзость, Б-же упаси? Разве могу я восстать против Б-га Израиля, Б-га моего и моей души, присутствие Которого я ощущаю столь отчетливо? Я принимаю на себя обещание никогда больше не сердиться, принимаю его с полной ответственностью. Владыка мира, помоги мне сдержать свои гневные порывы, помоги мне не сердиться!».

Это обещание, эта мысль должны настолько укрепиться в твоем сердце и твоей душе, чтобы отныне каждый раз, когда случится что-нибудь неприятное для тебя, и ты по привычке начнешь сердиться, в твоей памяти немедленно возникало бы то отвращение, которое вызвало у тебя качество гнева, и то твердое обещание избавиться от гнева, которое ты дал. И это поможет тебе уберечься от злости и успокоиться. Теперь это станет основным твоим методом при работе с гневом: как только он начинает пробуждаться, ты сразу же прикладываешь все усилия, чтобы вспомнить и представить перед своим мысленным взором, как можно более ясно и отчетливо, то состояние возвышенности, в котором ты был, и те обещания, которые ты тогда принял. И с другими своими недостатками ты можешь работать так же.

Только не думай, что теперь ты сможешь сразу исправить все свои недостатки и стать совершенным, не прилагая усилий. Это очень неприятная ошибка, никогда ее не допускай! Без усилий можно только сгнить в могиле, и все. Улучшить себя, стать настоящим евреем можно только через усилия, через работу. Причем работы только время от времени, по желанию: «Сегодня я работаю над собой, а завтра отдыхаю», — тоже не хватит. Работа должна быть постоянной. Во «все дни твоей жизни» (а хазаль уже объяснили, что «дни твоей жизни» — это дни, а «все дни» — это и ночи тоже) ты должен постоянно помнить о своей душе и о том, что ради нее ты обязан трудиться. И вот тогда мы сможем обещать тебе, что твоя работа станет, с Б-жьей помощью, гораздо легче. Тогда ты не будешь одним из тех евреев, которые, казалось бы, действительно хотят стать настоящими евреями, однако остаются всю жизнь на одном и том же уровне. В свой смертный час такой человек оглядывает себя и кричит: «Да чем же я сейчас лучше того мальчика, которым я был много лет назад?! На что потратил я всю свою жизнь?!» А ты, если будешь использовать те средства, которые мы тебе предложили, и подобные им, будешь все время совершенствоваться, с Б-жьей помощью, поднимаясь «от вершины к вершине».

Для того чтобы работать над собой, ты можешь использовать и практические техники. Например, если ты работаешь над качеством гнева, можешь дать обещание каждый раз, как только ты почувствуешь в глубине души, что начинаешь сердиться, произносить какой-нибудь отрывок из Торы. Можешь сказать, например, тот отрывок, которым завершаются «Описания жертвоприношений»: «Учили мудрецы из дома Элияу: Всякий, кто учит алахот…». А если это будет такой отрывок, над которым тебе придется немного подумать, — это будет еще лучше.

Польза от такой техники двоякая. Во-первых, сама Тора, которой ты будешь заниматься, защитит тебя от злого начала, вызывающего в тебе гнев. А во-вторых, такой метод успешно воздействует на тело, просто потому, что так оно устроено по своей природе. Гнев — это внезапное сумасшествие, возникающее в связи с каким-то происшествием. И именно поэтому в такие моменты человеку трудно призвать на помощь здравый смысл и направить его против гнева: проблема именно в том, что в эти моменты человек лишается возможности здраво рассуждать, погружаясь в сумасшествие. Мы не имеем в виду, что он теперь становится совершенно невменяемым, Б-же упаси: он не может спокойно осмыслить только то единственное событие, которое сейчас вызвало его гнев. Поэтому он не может вызвать у себя мысль о том, что гневаться не следует: гнев лишает его такой возможности! Но что-то другое, не связанное прямо с его гневом, он может обдумывать и в этот момент. Сможет он и произнести отрывок из Торы, который прямо не запрещает ему злиться. А когда он хоть на секунду отвлечется и задумается о произнесенном отрывке, момент сумасшествия пройдет, и теперь выздоровевшему разуму легче будет обратиться непосредственно к гневу, справиться с ним и перестать сердиться.

И очень печально, что в наше время почему-то стало принято называть злого человека «нервным»: ведь из-за этого он начинает думать, что исправлять это дурное качество уже не нужно. Он просто говорит себе: «Это же такая болезнь, телесная слабость, а вовсе не черта характера, с которой необходимо бороться!».

Действительно, если человек нервничает, он начинает гневаться. Однако давайте задумаемся вот над чем: если разозлить нееврея, он будет готов даже убить. Если рассердится простой еврей, он убивать все же не станет, но побьет. А если рассердится человек еще более развитый духовно, он даже драться не будет, но гнев свой проявит и, не исключено, оскорбит своего врага. Так что, хотя «нервные заболевания» у всех одни и те же, все-таки одни люди готовы из-за них совершить в гневе такие злые дела, на которые другие никогда не согласятся. На самом деле объясняется это очень просто. Внимательный человек может каким-то образом управлять своими движениями даже во сне. Он может ворочаться с боку на бок и перекатываться по постели, но все же, оказавшись у края кровати, не упадет на пол, а почувствует край и откатится к середине. Видишь: сейчас он спит, и никакой разум в нем, казалось бы, не действует. И все же та мысль, которая укоренилась в его душе во время бодрствования, ограничивает его даже сейчас, даже когда ее вовсе нет! И так происходит во всех областях: если человек постоянно утверждается в каком-то мнении, в какой-то мысли, она входит в самую его природу. Поэтому обычный еврей, даже не выдающегося ума, все равно не станет убивать, даже если очень рассердится и перестанет владеть своими нервами, потому что его представление о нормальном еврее ни в каком случае не даст ему это сделать. А если это чуть более утонченный еврей с более развитым умом — он не сможет даже ударить обидчика. Так что если человек будет постоянно думать об этой проблеме и постоянно подкреплять свое обязательство не гневаться, то даже в самые тяжелые моменты, когда его нервы выходят из-под контроля и разум перестает служить, вошедшая в плоть и кровь идея будет ограничивать его злость, не давая ей претвориться в действие.

А может быть, в твоем сердце живет давняя ненависть к кому-то из товарищей, и ты пытаешься избавиться от нее, но не справляешься с этим? Всем известно, что если кого-то не любят, то видят в нем лишь недостатки и отрицательные стороны. Поэтому ты должен был бы сначала избавиться от гнева, а потом еще раз посмотреть на своего товарища и понять, действительно ли он настолько хуже тебя? Но ты, как мы уже сказали, и так пытаешься победить свою ненависть, и все же ничего не получается. Поэтому сделай вот что. Напиши ему письмо, и в нем перечисли все те гнусности, которые думает о нем тот змей, который свил себе гнездо в твоем сердце. Не отсылай его, но припрячь у себя. А через несколько дней перечитай его вслух, представляя себе, как ты стоишь напротив него и высказываешь ему все это в лицо. Мы уверяем тебя, что через несколько дней злоба исчезнет из своего сердца, и если у тебя тонкая и чувствительная душа, ты еще и сам побежишь мириться с ним.

Ты, наверное, удивляешься такому странному совету и говоришь себе: «Одно из двух: либо это глупость, либо какое-то колдовство! Разве может так быть, чтобы я написал человеку письмо, в котором по-всякому оскорблял его, да еще и читал его вслух несколько раз — а потом сам же решил бы подружиться с ним?». А на самом деле это не глупость и не колдовство. Просто есть такое правило душевной жизни: когда человек позорит и проклинает своих врагов, гнев мало-помалу улетучивается из его сердца3. Проблема в том, что обычно тот, кого обижают, тоже не молчит, поэтому, в конце концов, ненависть только усиливается. С тобой будет по-другому. Когда ты напишешь оскорбительное и дерзкое письмо, в которое вложишь всю свою ненависть, прочтешь его вслух и тем самым как бы обидишь врага, твоя враждебность немного уляжется. А потом, на следующий день, когда ты снова прочтешь то же самое письмо, в котором оскорбительные и позорящие выражения продиктованы твоей вчерашней ненавистью, а не сегодняшней, уже успевшей ослабнуть, — ты начнешь чувствовать угрызения совести: «Подумать только, как я его обесчестил, как оскорбил и как осрамил!». Ты уже не сможешь прочесть это письмо с тем же искренним гневом, с которым читал его вчера. Тебе уже стало неловко — но ведь ты пообещал себе читать это письмо каждый день, да и гнев твой еще не полностью исчез, поэтому ты пока еще можешь заставить себя дочитать письмо до конца. Но вот приходит третий день. Злость твоя уже почти совсем ушла, после того, как ты прочел свое произведение дважды подряд, и в третий раз ты уже не можешь произнести всех тех слов, которые написал. Ты уже начинаешь раскаиваться, что высказался так резко, что так обидел товарища и так обругал его. И вот, ты уже ищешь пути помириться с ним, и, в результате, так и делаешь. Если ты по натуре мальчик добросердечный, это произойдет очень быстро. А если ты чуть более упрям, то потребуется немного больше повторений. Но рано или поздно любой почувствует такое желание, с Б-жьей помощью. Только помни, что к такой технике следует прибегать очень редко, и к этому письму следует относиться с величайшим вниманием и тщательно хранить его, чтобы оно не потерялось. И нельзя показывать его даже самому лучшему другу, потому что может случиться, что твой товарищ узнает, какие ужасные вещи ты про него написал, и возненавидит тебя окончательно.

Как мы уже сказали, для работы с любым качеством и с любой проблемой можно подобрать практическую технику. Например, ты собираешься работать над своей ленью и любовью ко сну, или ты сегодня слишком много работал, переутомился и боишься, что завтра проспишь. Попробуй такую технику. Ложись на кровати не вдоль, как обычно, а поперек, а под ноги подставь стул, и утром, как только проснешься, оттолкни этот стул ногой — и окажется, что ты уже встал. Следи только, чтобы это не повредило твоему здоровью и чтобы не оказалось, что ты весь день плохо себя чувствуешь из-за того, что спал ночью в неудобной позе. И даже если все идет хорошо, не делай так больше двух раз в неделю.

1 В этой книге говорится, что праведники пользуются такими методами только в начале пути, а затем уже не нуждаются в них. Там говорится, что раби Аарон, благословенной памяти, молился так в течение года — а затем, по-видимому, перестал применять эту технику.

2 Это сказано в комментарии Рамбама на трактат Авот 2: 10.

3 Так сказано в книге Сифтей цадиким(Вайигаш) от имени Альшейха.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?