Из цикла «Законы ихуда», темы: Ихуд, Зеев Гринвальд, Муж и Жена
***
На следующих страницах мы приведем объяснения разрешению, называемому «муж в городе», и укажем алахические различия между различными объяснениями.
Некоторые объясняют, что смысл этого разрешения в том, что женщина боится, что ее муж каждую минуту может прийти, и поэтому можно не опасаться совершения преступления3.
Некоторые же объясняют, что слова «она боится мужа» выражают природное чувство женщины, когда ее муж находится в том же городе, и из-за этого естественного страха можно не опасаться совершения преступления4.
***
Ниже мы разберем различные случаи и приведем запрещающие и разрешающие мнения.
В случае, когда нет опасения, что муж появится в месте уединения, существует спор между поским на тему о том, действует ли разрешение йихуда «ее муж находится в том же городе». Некоторые в этом случае запрещают йихуд, а некоторые разрешают его.
Перечислим несколько случаев, к которым относится этот спор:
Разрешающие йихуд в этом случае разрешают его даже в большом городе.
В качестве примера приведем постановление Хазон Иша, которое он вынес в 5713 (1953) году, о том, что весь Тель-Авив считается одним городом, а Тель-Авив и Рамат-Ган или Рамат-Ган и Петах-Тиква считаются двумя разными городами: если муж находится в одном из них, в другом не действует разрешение «ее муж находится в том же городе»11.
Вот что говорит Шульхан арух (Эвен аэзер 22:8):
«Если муж женщины находится в этом же городе, нет опасения уединяться с ней, так как она боится своего мужа. А если этот мужчина привык к ней, например: если она росла вместе с ним или если она его родственница и т.д., ему не следует уединяться с ней, даже если ее муж находится в том же городе».
1 Трактат Кидушин (81а) согласно подходу Тосафот (там же), которые пишут, что нет запрета уединяться с ней. Рамбам, Шульхан арух, Мааршаль, Таз, Хида, Хафец Хаим и др.
По мнению большинства ришоним и ахроним, разрешено уединяться с женщиной, муж которой в городе. Хазон Иш вынес практическое постановление, разрешающее это, и так же постановил Довев мейшарим; см. Петах абаит.
Согласно подходу Раши, запрещено уединяться с женщиной, муж которой в городе, и то же самое написали Тосафот Ри Азакен и др. В Бинат Адам написано, что, по мнению Раши, этот запрет — постановление мудрецов, а Таз пишет, что даже по мнению Раши йихуд разрешен; см. об этом подробно в Двар алаха.
Хелкат мехокек, Бейт Шмуэль и Бинат Адам пишут, что следует принимать в расчет подход Раши; и см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Выше мы сказали, что по большинству мнений разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в том же городе.
2 Шульхан арух.
Даже если ее муж — слепой, другим мужчинам разрешено уединяться с его женой, когда он в городе. Так постановили Хида, Радаль и Ор Самеах; и см. Двар алаха.
3 Хохмат Адам и др. (подход Раши).
4 Яд Элияу (приводится в Двар алаха), Хида, Хазон Иш и др. (подход Рамбама и Шульхан аруха). Объяснения подходов можно найти в Шевет а-Леви. Петах абаит пишет, что неопределенность выражений поским позволяет сделать выбор в пользу подхода Хиды и Хазон Иша, по которому разрешение действует в любом случае, даже если муж не может прийти в место уединения.
5 Вот некоторые запрещающие: Кисэ Элияу, Нетивот лешабат, Хохмат Адам, Питхей тшува, Хафец Хаим. См. также Шевет а-Леви и Игрот Моше.
6 Хида разрешает, и так же следует понимать Тосафот Шанц и других. Двар алаха приводит мнение Хазон Иша, который облегчает в этом вопросе.
7 Запрещающие: Хохмат Адам, Ури вейиши, Питхей тшува и др.
8 Разрешающие: Радваз, Хида, Тшувот Бней Цион, Дриша, Бейт Шмуэль и др. Двар алаха приводит мнения Хазон Иша и Довев мейшарим, постановляющих согласно облегчающему мнению. См. Петах абаит, который трактует неопределенность формулировок поским как разрешение.
9 Кисэ Элияу, Меорей ор, Макне и другие поским. См. также Игрот Моше и Шевет а-Леви.
10 Разрешающие: Хида, Довев мейшарим и другие. В Двар алаха сказано, что Хазон Иш тоже разрешает.
11 См. Двар алаха. Шевет а-Леви обсуждает такие большие города, как Нью-Йорк и Лондон: считаются ли они одним городом.
12 См. Шевет а-Леви и Минхат Ицхак.
13 Радваз и Хида. Двар алаха доказывает, что это с необходимостью следует из подхода Рамбама и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины считаются развратными, и которые, несмотря на это, разрешили уединение, если муж находится в этом же городе. Он же приводит мнение раби Альгази, который запрещает йихуд с развратным мужчиной, даже если ее муж находится в том же городе, и см. также Шевет а-Леви.
14 Шаар Йосеф, Хазон Иш, и см. Двар алаха. Причина запрета в том, что нееврей подозревается в возможности изнасилования, а в этом случае совершенно не поможет, что муж этой женщины находится в городе. Двар алаха подробно разбирает, разрешено ли в этом случае уединяться с неевреями в тех странах, где неевреев наказывают за изнасилование еврейки. Петах абаит доказывает, что йихуд все же будет запрещен, в особенности, если принять в расчет современные способы наказания.
15 В ситуации, когда муж этой женщины находится в этом же городе, и при этом нет опасности изнасилования, так как неподалеку находится еврей, которого эта женщина сможет позвать, нахождение с неевреем не запрещено, и см. Петах абаит.
16 Трактат Кидушин (81а) и Рамбам; см. Двар алаха. Мааршаль, Хохмат Адам, Бейт Йеуда и др.
17 Двар алаха. Шевет а-Леви, Петах абаит.
18 См. главу 2 относительно йихуда с приемным сыном или дочерью, а также примечания там же.
19 Хида. См. Двар алаха и Петах абаит.
20 В книге Хикрей лев написано, что поским согласны в том, что это разрешено. Хида разрешает это, и так же следует понимать Довев мейшарим. Двар алаха подробно это обсуждает. Петах абаит подробно обсуждает мнения поским, большинство из которых разрешает это.
21 Раби Альгази запрещает это, и таково же мнение Радаля.
22 Двар алаха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»