Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда в городе находится муж женщины

Йихуд с женщиной, муж которой в городе

  • Разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в этом же городе1, так как она боится своего мужа.

***

На следующих страницах мы приведем объяснения разрешению, называемому «муж в городе», и укажем алахические различия между различными объяснениями.

Объяснение причины разрешения «ее муж в городе»

  • Как уже сказано выше, когда муж женщины находится в том же городе, с ней разрешено уединяться, так как она боится своего мужа2.

Некоторые объясняют, что смысл этого разрешения в том, что женщина боится, что ее муж каждую минуту может прийти, и поэтому можно не опасаться совершения преступления3.

Некоторые же объясняют, что слова «она боится мужа» выражают природное чувство женщины, когда ее муж находится в том же городе, и из-за этого естественного страха можно не опасаться совершения преступления4.

  • Эти два объяснения вызывают спор относительно практической алахи в случае, когда известно, что муж не может прийти в место уединения. Если следовать первому объяснению, в этом случае уединяться с его женой запрещено, а по второму, согласно которому речь идет о природном чувстве страха, — с ней разрешено уединяться (см. примечание, где сказано, что многие поским это разрешают).

***

Ниже мы разберем различные случаи и приведем запрещающие и разрешающие мнения.

Если нет опасения, что муж появится в месте уединения

В случае, когда нет опасения, что муж появится в месте уединения, существует спор между поским на тему о том, действует ли разрешение йихуда «ее муж находится в том же городе». Некоторые в этом случае запрещают йихуд, а некоторые разрешают его.

Перечислим несколько случаев, к которым относится этот спор:

  • Если женщина уединяется не у себя дома, а в другом помещении, и ее муж не знает, где именно она находится. Запрещают5: Баал Аафлаа в книге Нетивот лешабат, Хохмат Адам и другие. Разрешают6: Хида и другие. Хазон Иш вынес постановление согласно мнению тех поским, которые в этом случае разрешают йихуд.
  • Даже в случае, когда муж дал жене разрешение пойти в дом другого человека или поговорить с ним наедине и т.д., некоторые запрещают7 йихуд, а некоторые разрешают8 его.

Если нет опасения, что муж появится в месте уединения (продолжение)

  • Если женщина знает, что ее муж находится у дальней границы города и не может в ближайшее время прийти: в этом случае тоже есть запрещающие9 и разрешающие10.

Разрешающие йихуд в этом случае разрешают его даже в большом городе.

  • Иногда трудно отличить один большой город (в котором действует разрешение «ее муж находится в этом городе») от цепочки нескольких разных городов, расположенных вплотную друг к другу (а в этой цепочке разрешение уже не действует). В любом сомнительном случае необходимо обращаться к раввину, имеющему право выносить постановления, и он укажет, как следует поступить.

В качестве примера приведем постановление Хазон Иша, которое он вынес в 5713 (1953) году, о том, что весь Тель-Авив считается одним городом, а Тель-Авив и Рамат-Ган или Рамат-Ган и Петах-Тиква считаются двумя разными городами: если муж находится в одном из них, в другом не действует разрешение «ее муж находится в том же городе»11.

  • Существует много других известных случаев, когда муж не может в данный момент прийти в место уединения: если он работает, если он пошел молиться в синагогу и никогда не приходит домой, пока не пройдет известное время, и т.д.12.

Йихуд с развратным мужчиной и с неевреем, если ее муж находится в том же городе

  • Женщине, муж которой находится в том же городе, разрешено уединяться даже с развратным мужчиной13.
  • Женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если ее муж находится в том же городе (см. примечание)14. Запрет сохраняется даже в случае, когда в этом месте находятся несколько неевреев.
  • Женщине разрешено уединяться с неевреем, если ее муж присутствует здесь же15.

Йихуд с женщиной, к которой он привык, если ее муж находится в этом же городе

  • Если человек находится с женщиной в близких отношениях, ему запрещено уединяться с ней, даже если ее муж находится в этом же городе16. В алахических терминах такой человек называется: «Тот, который привык к этой женщине».

Вот что говорит Шульхан арух (Эвен аэзер 22:8):

«Если муж женщины находится в этом же городе, нет опасения уединяться с ней, так как она боится своего мужа. А если этот мужчина привык к ней, например: если она росла вместе с ним или если она его родственница и т.д., ему не следует уединяться с ней, даже если ее муж находится в том же городе».

  • Есть и еще возможности, при которых создается духовная близость между мужчиной и женщиной, так что им будет запрещено уединяться, даже если ее муж находится в том же городе. Например: если между этими мужчиной и женщиной имеются близкие деловые связи (личная секретарша, постоянная служащая, постоянная помощница и т.д.)17, а также когда приемный сын или приемная дочь уединяются с мужем или с женой18, и другие.
  • Если муж этой женщины находится в соседней комнате или во дворе, и у него в обычае время от времени заходить в место уединения, мужчине, «который привык к этой женщине», не запрещено уединяться там с ней19.

Йихуд мужчины, профессия которого связана с женщинами, и женщины, муж которой находится в городе

  • Даже мужчине, профессия которого связана с женщинами, разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в этом же городе, при условии, что «он не привык к ней»20. Таково мнение большинства поским (см. примечание)21.
  • «Мужчина, профессия которого связана с женщинами» — это мужчина, который занят ремеслом, бизнесом и т.д. для женщин, и женщины в нем нуждаются. (Другими словами, он производит или продает для них вещи, которые им нужны, например, одежду, косметику и т.д.).
  • В Талмуде и книгах поским в качестве «связанных с женщинами» перечисляются следующие профессии: ювелир, чесальщик ткани, чистильщик жерновов, коробейник, ткач, парикмахер, стирающий белье, лечащий кровопусканием (а также врач), банщик, кожевенник и портной.
  • Когда речь идет об этих ремеслах, подразумеваются люди, которые работают именно с женщинами. Если же данный мужчина не работает с женщинами — например, мужской портной, — его профессия не считается «связанной с женщинами».
  • Другие ориентированные на женщин профессии, также считаются «связанными с женщинами», даже если они и отсутствуют в приведенном выше списке22.

1 Трактат Кидушин (81а) согласно подходу Тосафот (там же), которые пишут, что нет запрета уединяться с ней. Рамбам, Шульхан арух, Мааршаль, Таз, Хида, Хафец Хаим и др.

По мнению большинства ришоним и ахроним, разрешено уединяться с женщиной, муж которой в городе. Хазон Иш вынес практическое постановление, разрешающее это, и так же постановил Довев мейшарим; см. Петах абаит.

Согласно подходу Раши, запрещено уединяться с женщиной, муж которой в городе, и то же самое написали Тосафот Ри Азакен и др. В Бинат Адам написано, что, по мнению Раши, этот запрет — постановление мудрецов, а Таз пишет, что даже по мнению Раши йихуд разрешен; см. об этом подробно в Двар алаха.

Хелкат мехокек, Бейт Шмуэль и Бинат Адам пишут, что следует принимать в расчет подход Раши; и см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Выше мы сказали, что по большинству мнений разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в том же городе.

2 Шульхан арух.

Даже если ее муж — слепой, другим мужчинам разрешено уединяться с его женой, когда он в городе. Так постановили Хида, Радаль и Ор Самеах; и см. Двар алаха.

3 Хохмат Адам и др. (подход Раши).

4 Яд Элияу (приводится в Двар алаха), Хида, Хазон Иш и др. (подход Рамбама и Шульхан аруха). Объяснения подходов можно найти в Шевет а-Леви. Петах абаит пишет, что неопределенность выражений поским позволяет сделать выбор в пользу подхода Хиды и Хазон Иша, по которому разрешение действует в любом случае, даже если муж не может прийти в место уединения.

5 Вот некоторые запрещающие: Кисэ Элияу, Нетивот лешабат, Хохмат Адам, Питхей тшува, Хафец Хаим. См. также Шевет а-Леви и Игрот Моше.

6 Хида разрешает, и так же следует понимать Тосафот Шанц и других. Двар алаха приводит мнение Хазон Иша, который облегчает в этом вопросе.

7 Запрещающие: Хохмат Адам, Ури вейиши, Питхей тшува и др.

8 Разрешающие: Радваз, Хида, Тшувот Бней Цион, Дриша, Бейт Шмуэль и др. Двар алаха приводит мнения Хазон Иша и Довев мейшарим, постановляющих согласно облегчающему мнению. См. Петах абаит, который трактует неопределенность формулировок поским как разрешение.

9 Кисэ Элияу, Меорей ор, Макне и другие поским. См. также Игрот Моше и Шевет а-Леви.

10 Разрешающие: Хида, Довев мейшарим и другие. В Двар алаха сказано, что Хазон Иш тоже разрешает.

11 См. Двар алаха. Шевет а-Леви обсуждает такие большие города, как Нью-Йорк и Лондон: считаются ли они одним городом.

12 См. Шевет а-Леви и Минхат Ицхак.

13 Радваз и Хида. Двар алаха доказывает, что это с необходимостью следует из подхода Рамбама и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины считаются развратными, и которые, несмотря на это, разрешили уединение, если муж находится в этом же городе. Он же приводит мнение раби Альгази, который запрещает йихуд с развратным мужчиной, даже если ее муж находится в том же городе, и см. также Шевет а-Леви.

14 Шаар Йосеф, Хазон Иш, и см. Двар алаха. Причина запрета в том, что нееврей подозревается в возможности изнасилования, а в этом случае совершенно не поможет, что муж этой женщины находится в городе. Двар алаха подробно разбирает, разрешено ли в этом случае уединяться с неевреями в тех странах, где неевреев наказывают за изнасилование еврейки. Петах абаит доказывает, что йихуд все же будет запрещен, в особенности, если принять в расчет современные способы наказания.

15 В ситуации, когда муж этой женщины находится в этом же городе, и при этом нет опасности изнасилования, так как неподалеку находится еврей, которого эта женщина сможет позвать, нахождение с неевреем не запрещено, и см. Петах абаит.

16 Трактат Кидушин (81а) и Рамбам; см. Двар алаха. Мааршаль, Хохмат Адам, Бейт Йеуда и др.

17 Двар алаха. Шевет а-Леви, Петах абаит.

18 См. главу 2 относительно йихуда с приемным сыном или дочерью, а также примечания там же.

19 Хида. См. Двар алаха и Петах абаит.

20 В книге Хикрей лев написано, что поским согласны в том, что это разрешено. Хида разрешает это, и так же следует понимать Довев мейшарим. Двар алаха подробно это обсуждает. Петах абаит подробно обсуждает мнения поским, большинство из которых разрешает это.

21 Раби Альгази запрещает это, и таково же мнение Радаля.

22 Двар алаха.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.