Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда много мужчин, много женщин

Учим в барайте: Вначале женщины были внутри (в эзрат нашим), а мужчины снаружи,и люди бывало вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели снаружи (на площади Храма и в огороженном пространстве вокруг дворов Храма), а мужчины внутри,и все же случалось, что люди вели себя легкомысленно. Постановили, чтобы женщины сидели наверху, а мужчины внизу. А как смогли поступить так? …Сказали: Этот принцип можно вывести логически. В будущем, когда они будут оплакивать покойников и (в это время) злое начало не будет атаковать их (то есть не будет властвовать над ними), Тора сказала: мужчины отдельно, а женщины отдельно. Тем более должно быть разделение сейчас, когда они радуются (а это приближает к легкомыслию), и злое начало атакует их.

(Сота 51б)

Йихуд одной женщины с несколькими мужчинами (по мнению Мехабера)

  • По мнению Мехабера (раби Йосефа Каро, автора Шульхан аруха) в Шульхан арухе, одной женщине запрещено уединяться даже со многими мужчинами1. Вот что говорится части Эвен аэзер (22:5):

«Одной женщине не следует уединяться даже со многими мужчинами, если там не присутствует жена одного из них»2.

  • По мнению Мехабера, йихуд разрешен только в случае, когда присутствуют много мужчин и много женщин. Если есть трое мужчин и три женщины, мы считаем, что имеется «много мужчин и много женщин», и йихуд для них разрешен. Ниже, в конце этой же главы, эта тема будет рассматриваться подробнее3.

Йихуд одной женщины с несколькими мужчинами (по мнению Рамы)

  • По мнению Рамы, одной женщине разрешено уединяться с двумя мужчинами4. Причина разрешения в том, что каждый из этих мужчин становится «охранником» для другого. Вот что пишет Рама в параграфе 5:

«Некоторые говорят, что одна женщина уединяется с двумя кошерными мужчинами, если это происходит в городе (то есть, если йихуд происходит в городе)».

  • Этот закон имеет силу, только если речь идет о йихуде с кошерными мужчинами5.

Йихуд ночью и в пути (по мнению Рамы)

  • Поздно ночью, а также в долгом пути вне городской черты, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами. С тремя мужчинами ей разрешено уединяться6. Вот что пишет Рама: «Все это действует только в городе; но в поле, или ночью даже в городе, требуется трое мужчин, даже кошерных».
  • До того времени, когда у людей принято идти спать, действует закон дневных часов, то есть, по мнению Рамы, разрешено уединяться с двумя мужчинами7. Кроме того, если они пришли в гости и намереваются вернуться домой и ночевать там, также действует закон дневных часов и достаточно двоих мужчин.
  • Ниже, в главе 5, в законах «охранника», который избавляет от нарушения запрета йихуда, приведены дополнительные подробности применения закона «охранника» в дороге или в ночные часы.

Йихуд с некошерными людьми или с неевреями

  • Даже по мнению Рамы, запрещено уединяться с некошерными людьми. Вот что пишет Рама в параграфе 5: «Если же они развратны — даже с десятью запрещено»8.
  • Некошерные мужчины — это мужчины, ведущие себя развратно, уединяющиеся с женщинами и т.д. Кроме того, мужчины, сбросившие с себя иго заповедей, нарушающие заповеди Торы, в аспекте законов йихуда считаются развратными9. Неевреи также считаются некошерными в аспекте законов йихуда.
  • Если в некотором месте собралось множество людей, многим женщинам разрешено задержаться в этом месте, даже если собравшиеся там мужчины не являются кошерными с точки зрения законов йихуда (см. примечание)10.
  • Женщине разрешено уединиться с двумя мужчинами, один из которых кошерный, а другой — развратный11. Но и есть и мнение поским, по которому разрешено уединяться только в случае, когда оба мужчины кошерные12.

Йихуд одного мужчины с несколькими женщинами

  • По мнению Мехабера в Шульхан арухе, одному мужчине запрещено уединяться даже со многими женщинами13. Вот что он пишет в Эвен аэзер (22:5): «А также не следует одному мужчине уединяться даже со многими женщинами».
  • По мнению Рамы, некоторые разрешают одному мужчине, профессия которого не связана с женщинами, уединяться с тремя женщинами (с двумя женщинами запрещено уединяться по всем мнениям). Среди поским есть мнения, запрещающие йихуд с тремя женщинами (см. примечание)14.
  • Ночью или в дальней дороге вне городской черты требуется двое «охранников», как будет объясняться ниже. Поэтому, по мнению Рамы, одному мужчине в этой ситуации разрешено уединиться не менее чем с четырьмя женщинами. (По некоторым мнениям, это запрещено, см. примечание)15.

Йихуд многих мужчин со многими женщинами

  • В Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:6), написано: «Много мужчин и много женщин могут не опасаться запрещенного уединения»16.
  • Если трое мужчин уединяются с тремя женщинами, это рассматривается как собрание «многих мужчин и многих женщин», и разрешено17.
  • В книгах поским приводятся другие мнения об этом (см. примечание)18.

1 Рамбам, Ям шель Шломо, Хида. Запрет йихуда в этом случае — постановление мудрецов, как сказано в Хохмат Адам. Шевет а-Леви обсуждает вопрос, должны ли мы при наличии выбора (лехатхила) устрожать для себя требования закона в соответствии с мнением Мехабера и Рамбама.

2 Шаар Йосеф, Бейт Шмуэль и Питхей тшува пишут, что, по мнению Мехабера, даже двум женщинам запрещено уединяться с тремя мужчинами.

3 Ям шель Шломо, Бейт Шмуэль, Хида, Биркей Йосеф и Ацей аразим разъясняют это мнение Шульхан аруха и Рамбама, по которому одной женщине запрещено уединяться с несколькими мужчинами. Есть и другими подходы к пониманию этого мнения Шульхан аруха и Рамбама. Хохмат Адам разрешает двум женщинам уединяться с тремя кошерными мужчинами. Подробно см. в книге Петах абаит.

4 Рама и сборник респонсов Маариля Дискина.

5 Ниже в этой же главе приводятся законы йихуда с развратным мужчиной. Обычный еврей, соблюдающий заповеди, с точки зрения законов йихуда считается кошерным. Двар алаха подробно обсуждает этот закон.

6 Нода биуда и Питхей тшува.

7 Хатам софер, Паним меирот. В Петах абаит указывается, что таково же мнение Раавада.

8 Биркей Йосеф, Шаар Йосеф, Хелкат мехокек, Питхей тшува и Хохмат Адам.

9 Хохмат Адам. В Двар алаха подробно рассмотрены эти законы и мнения поским. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.

10 Бейт Моше, и см. Шевет а-Леви. В каком случае собравшиеся люди рассматриваются как «большое собрание», в котором законы йихуда не действуют? Это зависит от мнения мудреца, который вынесет постановление о том, как следует поступать на практике.

В Двар алаха приводится закон йихуда с двумя кошерными мужчинами, профессия которых связана с женщинами или которые находятся с данной женщиной в близких отношениях (они «привыкли друг к другу»), см. первоисточник.

11 Мааршаль и Маариль Дискин. Их мнения разъясняются в Петах абаит.

12 Шав Яаков и другие ахроним, см. Петах абаит.

13 Мехабер придерживается мнения Рамбама; см. Двар алаха.

14 Рама там же, в параграфе 5, пишет: «И некоторые разрешают одному мужчине (йихуд) со многими женщинами». Хелкат мехокек разъясняет, что речь идет о трех женщинах, и см. Двар алаха. Многие поским запрещают йихуд одного мужчины со многими женщинами, и Рама тоже сказал всего лишь: «Некоторые разрешают». В книге Петах абаит делается вывод, что необходимо следовать более строгому мнению, и только в тяжелой ситуации можно задать раввину вопрос, не разрешен ли йихуд в обсуждаемых условиях.

15 Пней Йеошуа, сборник респонсов Бейт Йеуда. В Мисгерет ашульхан написано, что им запрещено спать вместе.

Относительно того, что имел в виду Рама, написав, что в дороге или ночью одному мужчине разрешен йихуд с несколькими женщинами, есть еще мнения поским; см. Двар айихуд, Игрот Моше, Шевет а-Леви. Петах абаит запрещает ночью йихуд одного мужчины с несколькими женщинами; см. первоисточник.

16 Рамбам, Меири, сборник респонсов Радваза. Двар алаха приводит взгляды поским на то, относится ли приведенный Рамой закон также к йихуду многих женщин со многими развратными мужчинами или неевреями.

17 Маараль и Приша, Бейт Шмуэль и др.

18 Мааршаль, Приша, Бах и Радваз написали, что разрешен йихуд двух мужчин с двумя женщинами. Хохмат Адам пишет, что трем женщинам разрешено уединяться с двумя мужчинами. Двар алаха приводит и другие мнения, а Петах абаит доказывает, что необходимо следовать мнению, приведенному выше, по которому разрешение начинает действовать, начиная с трех мужчин и трех женщин.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.